Я часто задумывалась над значением слова "садовод". Мы его произносим много раз, оно стало распространенным, а ведь садовод - это человек, создающий сад. Вот и наша семья тоже второй десяток лет занимается этим благородным делом. Нашему садоводству 12 лет. Участок здесь низкий, на синей глине, и этим все сказано. Все мои попытки в течение десяти лет вырастить яблони заканчивались неудачей.
Растения оставались хилыми, не цвели, вымерзали. Со временем я поняла, что вырастить на нашей земле яблоки вряд ли удастся. Правда, последние две четырехлетки наконец-то дали первый урожай. И это, видимо, потому, что к их посадке я подошла, имея уже определенный опыт. Они были посажены однолетками на более высоком и защищенном месте. Но в душе все жило одно желание - иметь настоящий сад.
И вот два года назад, весной 2004 года, мы купили соседний участок, на котором был довольно запущенный сад из десяти яблонь в возрасте 10-12 лет, неизвестных сортов, с небольшим садовым домиком. Были там и ягодные кусты, а также несколько вишен. Муж сразу назвал этот участок "хутор". И правда - электричества там нет, забора нет и много чего другого, нужного для дачной жизни, нет.
Весной 2004 года мы взялись за работу. Правильно говорят: "Глаза боятся, а руки делают". Яблони перенесли зиму 2003-2004 года плохо, они были как "бомжики". Долговязые, худые, все в лишайнике, с морозобоинами, с рваными ранами. К тому же они еще и стояли в воде. Весь сезон мы рыли дренаж, стригли траву, задерняли приствольные круги, опрыскивали крону, подрезали и вырезали ветки и сучья, красили стволы, заделывали раны и выполняли еще, Бог знает какую тяжелую работу. И все равно даже эти усилия не помогли: одну яблоню мы потеряли, их осталось девять. Но это уже были не "бомжики", а, как говорят соседи, ухоженные яблони-невесты, стоящие на голенастых ногах.
Ветки одной из яблонь - это оказался сорт Мельба, правда, это выяснилось только в следующем сезоне, - я растянула, пригнув их к земле, и весь сезон общипывала однолетний прирост над вторым новым листом на всех ветках. Таким образом, произошло снижение кроны, основательное прореживание ее и омолаживание ветвей. На всех остальных яблонях мы проделывали ту же работу по удалению и омоложению отрастающих ветвей.
Срезы делали над разветвлениями, расположенными в средней части ветви. Вся большая работа дала результат только в следующем году. А в первую весну яблони так и не зацвели по-настоящему. На них было около десятка яблок без всяких сортовых признаков.
Осень и следующая весна прошли в заботах: красили стволы, рыхлили приствольные круги, стригли траву, опрыскивали, подкармливали - и вот сад зацвел. А уже осенью урожай яблок был просто фантастическим. Они были крупными, чистыми, появились и сортовые признаки. Хотя я и не специалист, но основные сорта - Антоновка двух видов, Слава победителю, Осеннее полосатое, Мельба - уже можно было определить. Другие сорта яблонь пока не причислены к определенному сорту. Плоды их зимние, хорошо лежат и хранятся до февраля месяца. Тут выявилась еще одна проблема: мало яблок на деревьях - плохо, а много их - тоже плохо - надо как-то перерабатывать, хранить. И в этом нам помогали друзья. Они оказались обеспечены яблоками, и мне была помощь.
Таким образом, сбылась моя мечта о саде, хотя впереди еще много дел, задумок, было бы только здоровье.
Оксана Гончарова, призер конкурса
Пос. Мяглово, Всеволожского района, садоводство "Спорт"