Искусство возведения садов известно человеку с давних времен. На протяжении всех эпох цивилизаций, что бы ни диктовали мода и вкусы общества, руками творцов-садовников создавались сады и парки, слава о которых дошла до нашего времени. Одним из свидетельств этого мастерства являются так называемые "висячие сады".
Этим понятием мы обязаны древнегреческим историкам, ведь именно они оставили нам весьма противоречивые описания одного из семи чудес света, составленные, кстати, тремя веками позже возможного существования садов.
Предположение о том, что сады действительно существовали, весьма спорно. Спорно оно хотя бы потому, что уже тогда греческие историки никак не могли установить точно, кому принадлежали сады и как они выглядели.
Сейчас уже точно установлено, что ассирийская царица Шаммурамат (она же Семирамида в переводе с древнегреческого) не имела к садам никакого отношения, т.к. они (если верить раскопкам) появились гораздо позже ее правления. Древние греки были настолько восхищены величием царицы, что приписывали ей многие деяния.
Существовала также легенда, что висячие сады были созданы по приказу Навуходоносора II в качестве свадебного подарка жене. Жена его была родом из Мидии, довольно гористой и зеленой местности, и сады должны были напоминать мидянке о ее родине.
Кроме того, сейчас, по прошествии нескольких тысячелетий, у современных исследователей вызывают сомнения описания технического устройства "висячих садов". Строительство в Вавилоне велось из кирпича-сырца, и вряд ли столь сложное сооружение с "механизированным" поливом могло просуществовать до времен описания его Диодором или Страбоном. Скорее всего, историки видели руины храмов - зиккуратов, которые строились по принципу многоступенчатой пирамиды, а поскольку в Древней Греции такие строительные конструкции были неизвестны, то описания этих сооружений сопровождались красивыми легендами.
Как бы то ни было, именно эти описания приобрели вид легенды, которая уже в Древней Греции трансформировалась в один из культов Адониса. И вследствие этого стало традицией украшение крыш цветами и фруктовыми деревьями. Наиболее близкое к действительности сооружение, украшенное искусственно высаженными растениями, представлял собой мавзолей Августа в Риме, построенный в 28 г. до н.э.
Красивая легенда, плод фантазии древнегреческих историков, получила широкое распространение среди различных более поздних цивилизаций и культур. Описания подобных садов, устроенных на крышах или возвышениях, существовали в Византии, Древней Индии и Персии.
Так или иначе, но именно с приходом барокко сады на террасах или крышах получили повсеместное распространение. С середины XVII века, в эпоху Возрождения, садовники и архитекторы обращаются в своем творчестве к опыту предков. В тенденциях садово-паркового искусства той эпохи четко прослеживается влияние культуры Древнеримской империи. "Висячие сады" как элемент наследия появляются в Италии. Возведение таких садов требовало огромного мастерства и довольно внушительных капиталовложений. Остров Изола Белло, принадлежавший знатной и очень богатой семье Борромео, становится воплощением легенды о "висячих садах". Остров-сад до сегодняшних дней является ярчайшим примером превращения сказки в быль.
Упоминание о том, что возведение "висячих садов" требует огромных средств, не напрасно. Кроме того, что возможность создания "висячего сада" является как бы частью легенды о несметных богатствах Семирамиды, но и в реальности поддержание такого сада в цветущем состоянии требует немалых денег. В силу отсутствия таковых многие "висячие сады" эпохи Возрождения не "дожили" до наших дней.
Совсем по-другому к этой легенде и к ее воплощению относились в России. История возведения "висячих садов" при дворцах в России также берет свое начало в середине XVII века. Но благодаря присущей русскому характеру практичности "висячие сады" стали носить чисто утилитарный характер. Наличие "висячего сада" в хоромах бояр не только демонстрировало их приближенность к царскому двору, но также решало вопросы куда более насущные - наличие на столе свежих овощей и фруктов. Возможно, это было обусловлено тем, что суровые зимы на Руси не позволяли выращивать экзотические растения в открытом грунте. Но куда более вероятной кажется мысль о том, что представления о жизни, свойственные русскому человеку, не допускают возможности существования сада без видимой и ощутимой выгоды.
В истории развития России все происходит очень стремительно. Те элементы западноевропейской культуры, которые формировались в течение столетий, в России прошли очень быстрый путь развития и становления. И уже в середине XVIII века российская знать стала мыслить "по-западному", что весьма существенно отразилось и на облике "висячих садов". При Екатерине II "висячий сад" превратился в место увеселений, отдыха или уединенности. Весьма примечателен тот факт, что именно благодаря щедрой "русской" натуре Екатерины II в Петербурге строилось довольно много "висячих садов", некоторые из них дошли и до наших дней. Широкоизвестные, ставшие визитной карточкой наших дворцов существующие "висячие сады" целиком и полностью воплощают легенду с технической точки зрения. Они возвышаются над уровнем земли, растения в них высажены прямо в грунт, а гидроизоляция нижних помещений решена на уровне шумерского царства.
К концу XVIII столетия в новой столице было известно несколько висячих садов. Два из них, к сожалению, не сохранившихся, принадлежали не членам императорской семьи, и может быть, в силу этого не сохранились. Один, более ранний по времени создания, просуществовал с 1788 года до 1830 года. Находился этот сад в доме И.И. Бецкого, выдающегося реформатора системы образования, и являлся главной его достопримечательностью. По свидетельствам некоторых современников двери рабочего кабинета хозяина выходили прямо в цветущий сад, наполненный гомоном цыплят, искусственно выведенных самим Бецким. Газеты того времени сообщали: "Бегание птенцов около него служило для него развлечением и обращало мысли старца к другим птенцам...". Имелось в виду, что на плечи И.И. Бецкого ложились заботы о попечении основанного им Воспитательного дома. Проект висячего сада принадлежал Баженову, как и некоторые другие в московских особняках.
В 1830 году дом был подарен Николаем I семье принцев Ольденбургских, и его тут же начали перестраивать. На месте сада возникает танцевальный зал. Сейчас, как известно, в этом доме находится Институт культуры.
У второго частного висячего сада не менее интересная судьба. По некоторым сведениям, в 1799 году Павел I решает сделать свадебный подарок своей фаворитке А. П. Лопухиной и заказывает Кваренги перестройку дома на Дворцовой набережной. Дом построили в необычайно короткий срок. Современники писали, что вновь построенный дом напоминал модную игрушку, на которую ездили любоваться со всей столицы. В доме со стороны двора, по свидетельствам очевидцев, находился грациознейший висячий сад. В 1809 году в доме случился пожар, в результате которого были утрачены мезонин, висячий сад и многое другое. А в 1860 году под руководством архитектора Л.Ф. Фонтана дом и вовсе перестраивается. С точки зрения исследования истории создания висячих садов кажется забавным тот факт, что спустя много тысячелетий висячий сад вновь преподносят как свадебный подарок.
История создания "висячих садов" идет в ногу с прогрессом. Потому как появление таких материалов, как железобетон, позволило упростить конструкцию "висячих садов" и значительно ее удешевить. Следует заметить, что легенда о садах Семирамиды к этому моменту насчитывает уже несколько тысячелетий, но, тем не менее, занимает умы многих и многих. Великий Ле Корбюзье писал: "Поистине, это противоречит логике, когда площадь, равная целому городу, не используется, и шиферу остается любоваться звездами".
В. Байрамова
Земляника: подготовка грядки, высадка и уход за рассадой
Как выбирать саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников
Приемы дизайна для занятых садоводов (часть 1)
Cорта малины на любой вкус - перспективные сорта малины - 2
Паперпот - кассетная технология выращивания капустной рассады
Интересный способ выращивания моркови
Левзея сафлоровидная или Маралий корень — ценное лекарственное растение