Мой сад - это большая квартира, к тому же - коммунальная, или даже общежитие, потому что живет в нем много-много разных обитателей флоры и фауны.
Причем, если жуки, птицы, бабочки и жабы могут самостоятельно находить наиболее подходящее им место для жизни, то растения лишены такой возможности. Куда их посадили, там они и существуют.
Они вынуждены все терпеть: еду, которой мы их кормим, кстати или некстати, и соседей, даже очень нелюбимых. Им приходится непросто...
Росла у меня в саду роза. Красивый куст сорта Шнеевитшен (Белоснежка). Весной у нее начинали отрастать молодые побеги. Однажды в землю возле этой розы случайно попала головка чеснока. Чеснок пустил корни и начал расти, причем так быстро, словно пытался обогнать в росте розу. Бедная роза, учуяв каким-то образом непрошеного соседа, сначала приостановилась в росте.
А чеснок - наоборот, распушил листья и все больше тянулся в сторону розы, к востоку, хотя более естественно было бы ему клониться к югу, к солнцу. Роза, придя в себя, решила держаться подальше от этого невоспитанного овоща. Таким образом, стало ясно, что роза сильно не любит чеснок и не скрывает своей антипатии. Можно подумать, что ей не по душе его запах. Однако ученые утверждают, что у растений нет органов обоняния. И фитонциды здесь ни при чем. Роза ведь тоже их выделяет, однако чеснок от нее не шарахается, а наоборот, тянется к ней.
Обнаружив такие наклонности чеснока, я выдернула его с корнем. Роза явно обрадовалась и сразу начала расти, как положено, вверх. Еще через некоторое время роза наградила меня белоснежными цветами. А коленца на побегах, как память о невыносимом соседе, остались до конца ее жизни. С тех пор каждый год я внимательно слежу, чтобы поблизости от роз не появлялся чеснок. Р.S. Я часто встречала в литературе утверждения, что чеснок и роза - совместимые культуры и хорошо уживаются друг с другом. А теперь знаю - это далеко не взаимная любовь.
С северной стороны моего участка растет ирга. Она образует мощные непролазные заросли, защищающие сад от холодных северных ветров. Перед иргой растут пионы и лилии - трубчатые и восточные гибриды, любящие тепло. Ирга оказалась для них неприятным соседом.
С нею хорошо уживаются сирень обыкновенная и сирень персидская, растущие по бокам ирги. Однако все стебли пионов, расположенные ближе трех метров от ирги, резко от нее отклонились.
Чуть ли не горизонтально легли трубчатые лилии, так они стремились быть подальше от этого кустарника. Несколько легче переносили соседство восточные гибриды. Особенно страдала от соседства с иргой яблоня Боровинка. Ее ветви, когда доросли до ирги, вдруг резко изменили направление роста - почти под прямым углом, и начали тянуться к северу, чего с яблоней обычно не бывает, а потом и вовсе начали расти в сторону своего ствола, только бы подальше от ненавистной соседки - картина потрясающая. Примерно такая же ситуация произошла и с яблоней-дичком, росшим неподалеку.
Вместо забора у меня растет желтая акация. Обычно это красивая стриженая зеленая стена. Возле нее растут: девясил, аконит, широколистный колокольчик, таволга, топинамбур, а также кустарники: чубушник, сирень, душистая малина, шиповник, парковая роза, жимолость татарская, а также жимолость съедобная, красная смородина.
Все они прекрасно уживаются друг с другом и с акацией. Летом возле акации прекрасно росли и плодоносили кабачки.
Но вот кусты крыжовника сорта Медовый плохо переносят соседство с желтой акацией. Они явно страдают от ее близости. Скособочились так, словно сидят на низком старте и готовы рвануть подальше от нее.
А вот следующий ряд крыжовника, посаженный дальше, переживает меньше, ветви отклонились от акации слабо. У остальных растений в саду я не замечала явных антипатий. Так что не все растения в саду любят друг друга. Только прямо сказать нам об этом не могут. Просто нужно быть к ним внимательнее.
Л. Бобровская, садовод-цветовод