Мне хочется рассказать о своем цветнике, который вряд ли привлечет внимание любителей пышных садовых цветов, зато, думаю, понравится тем, кто любит композиции, напоминающие виды дикой природы. Я люблю этот цветник по двум причинам: во-первых, он напоминает прибрежные заросли наших рек и озер, по которым я в свое время много путешествовала во время экспедиций и турпоходов (кстати, некоторые растения привезены именно из таких поездок), а во-вторых, он требует очень мало ухода.
Кроме того, в течение лета он все время меняется: отцветают одни растения — им на смену приходят другие, а бывает время, когда основную роль играет разнообразная по цвету и форме листва, но общий облик, настроение этого уголка остаются неизменными.
Итак, что же представляет из себя мой цветник. Расположен он на довольно влажном месте — на участке там понижение, кроме того, рядом находится баня, поэтому воды достаточно, почва кислая, лесная — в основном, верхний слой, который стряхивали с корней выкорчеванных при разработке участка елей и берез.
Солнце освещает цветник почти весь день — только утром с востока его несколько притеняет теплица. Форма его треугольная, занимаемая площадь около 3,5 м². Обозревается он со всех сторон — с двух дорожек, между которыми расположен, с крыльца и террасы бани, откуда особенно хорошо любоваться японскими ирисами, цветы которых направлены вверх.
Несмотря на то что в цветнике довольно много красивоцветущих растений, безусловной доминантой в нем является куст болотного ириса (Iris pseudacorus), который почти не цветет, но зато какие у него листья! Такое ощущение, что это зеленый фонтан! Хотя, конечно, растение это довольно агрессивно расползается, и его приходится периодически "укрощать", отсекая части куста и высаживая их "за забор", зато скоро все расположенные неподалеку канавы и пруды будут украшены желтыми цветами ирисов, которые, кстати, там появляются гораздо охотнее.
Достойную пару ирису болотному составляет дербенник (Lythrum) — изумительное растение, которое в основании занимает очень мало места, а разрастается в огромный шар, с середины лета и до осени украшенный малиновыми свечками соцветий. А после того как отцветет куст, "зацветает" его листва, которая по осени краснеет.
Говоря об осеннем убранстве, нельзя не сказать о гелениуме осеннем (Helenium autumnale), желтые "ромашки" которого выглядывают в августе из-за зеленого ирисового фонтана. Перед кустом ириса болотного высажен уже упоминавшийся ирис японский. Зацветает он в июле, и вид крупных шестилепестковых фиолетовых цветов с желтыми глазками, раскачивающихся на тонких цветоносах, делает его на это время неотразимым, тем более что цветет он после ириса сибирского, растущего рядом, цветы которого необычайно милы, но, конечно же, не так величественны.
Рядом с этими ирисами растут сортовые купальницы (ярко-желтая и оранжевая), которые цветут в июне, и лилейники двух сортов, зацветающие в конце июля: более ранний Purple Waters с малиново-бордовыми цветами с желтой полосой и неизвестного мне сорта лимонно-желтый красавец со слегка гофрированными лепестками.
Оттеняя яркие краски лилейников, одновременно с ними цветет многолетняя лобелия синяя (Lobelia syphylitica) с более скромными по виду, но отнюдь не по яркости цветами.
"В ногах" у этих растений высажены несколько сортов хост, чья листва хороша все лето, а с западной стороны, рядом с дербенником, растет белый сорт пиона, который цветет в июне, когда дербенник еще не поднялся, а затем поддерживает компанию своими прекрасными листьями.
Пространство под этими растениями затянула дивная нежная вероника тимьянолистная (Veronica serpyllifolia) с голубыми цветами. Сама по себе она весьма агрессивна, но в такой компании ведет себя отлично. Рядом с ней высажен розовый сорт флокса шиловидного. Оба эти растения, разрастаясь, вылезают на бетонные ступеньки крыльца, около которого растут, и в отдельные годы даже свисают с них.
С другой, восточной стороны, которая более затенена, растет водосбор вееровидный (Aquilegia flabellata) с белыми, появляющимися в конце мая, цветами, слегка поднимающимися над плотной шапкой голубоватой резной листвы. И, наконец, по самому краю цветника расположен бордюр из разноцветных примул (Primula acaulis, P. auricula, P.juliae), которые первыми начинают цвести и как будто "стекаются" к высаженной в южном углу постоянно формируемой голубой ели колючей.
Рядом с елью недавно поселилась киренгешома (Kirengeshoma palmata) c изумительными, напоминающими кленовые, листьями. Вот и вся компания, обитающая сейчас в моем цветнике. Конечно, не могу сказать, что он формировался по какому-то плану — первые растения были посажены стихийно, но потом, когда стали вырисовываться общие контуры, подбор соседей стал более целенаправленным.
Так, например, долго был "неприкаянным" южный, по сути самый главный угол. Я сажала туда разные растения, но все время получалось как-то не так.
И тут помог случай — ель, изначально посаженная ближе к центру цветника, т.к. планировалось, что со временем она вырастет и станет доминантой композиции, сильно страдала от падающего с крыши снега, и ее пришлось пересадить к дорожке, где она оказалась на месте и "сделала" угол, но здесь ее, естественно, стали формировать иначе.
Очень жаль клематис сорта Андре Леруа, который рос на заднем плане и в конце лета распускал над цветником облако голубых цветов, свешиваясь с крыши бани. Конечно, почвенные условия были для него неподходящими, и, несмотря на прекрасный рост, в неудачную зиму он погиб. Теперь хочу попробовать на его место посадить посконник — возможно, он там приживется.
Вторая проблема, которая еще не до конца решена, — это весенний вид. Традиционные мелколуковичные и клубнелуковичные в этих условиях растут плохо, попробуем посадить фиалки, может быть, им это место понравится. В общем, творчество продолжается.
Н. Александрова,
садовод,
призер конкурса "Позавидуй, сосед!"