Когда мой добрый давний знакомый егерь Кузьмич, приехав в город по делам, пригласил меня и моего постоянного напарника по рыбалке Вадима половить бычков на Торфяном озере, мы недоуменно переглянулись…
Ведь бычки – обитатели теплых морей. Мне довелось ловить эту рыбу в Туапсе, но как она оказалась здесь, далеко на Севере?
Видимо, такие же сомнения одолевали и Вадима, потому что, недоверчиво глядя на Кузьмича, он протянул:
- Бычки на Карельском перешейке? Это что-то новенькое…
- И на самом деле – это совсем новая, доселе неизвестная нам рыба, – подтвердил егерь. И лукаво глядя на нас, спросил:
- Так как, будете ловить бычков?
Мы с Вадимом согласились.
- Сам я зимой не рыбачу, однако познакомлю вас с лесником из соседней деревни – заядлым рыбаком. С ним вы и будете тягать бычков, – заключил Кузьмич.
… Когда мы вышли из вагона, перед нами предстал крепко сбитый, средних лет мужчина. Звали его Сергеем. После краткого знакомства он предложил:
- Если вы не очень утомились, то можем сегодня же идти на озеро. Мы согласились. А потому после чаепития у Кузьмича двинулись на озеро. Кроме сумки с рыболовными принадлежностями Сергей прихватил с собой пешню и полутораметровую палку, на конце которой был небольшой крюк.
Я знал это озеро. Летом его окружали такие топи, что добраться до чистой воды было практически невозможно. Поэтому рыбу там никто не ловил. Правда, сейчас в разгаре зима, а потому лед надежный. Вот только идти пришлось по колено в снегу.
- Бычками эту рыбу называют питерские рыбаки, приезжающие на озеро в выходные, – объяснил наш проводник. – По их словам, рыбы из Торфяного озера очень напоминают черноморских бычков. На самом деле это ротан, или головешка. Знатная рыбешка, скажу я вам: ловить ее одно удовольствие…
Озеро представляло собой слегка вытянутый овал, с полкилометра длиной и около трехсот метров шириной. Сергей остановился метрах в десяти от пологого берега, сплошь заросшего травой. Простукав лед пешней, он сделал пять меток на льду и сказал:
- Ловить будем тут.
И принялся долбить лед пешней. Мы с Вадимом воспользовались ледобурами. Когда лунки были готовы, Сергей засовывал в каждую из них палку с крюком и вращал ее там. После этого он извлекал свое орудие на лед вместе с намотавшимися на крюк пучками прошлогодней пожухлой травы. Таким способом очищал дно. После этого он вынул из кармана полушубка коробочку с очень мелко нарезанным мясом и по две щепотки засыпал во все лунки. Мы в свою очередь добавили туда измельченного мотыля. Тем самым были подкормлены все лунки.
Видя наше нетерпение, Сергей объяснил:
- Подождем минут десять, пока бычки соберутся, и тогда будем ловить.
С этими словами он вынул из сумки зимнюю удочку с самодельной мормышкой. Мы приготовили свои удочки с фирменными мормышками. У меня был «бочонок», у Вадима – «муравей».
- Обязательно нужна подсадка, – сказал Сергей, а когда мы хотели насадить на крючок мормышки ручейников, остановил нас:
– Это лишнее. Здешние бычки безотказно берут на мясо. – И протянул нам мелкие кубики свинины.
Затем сам насадил на крючок такой же кубик и опустил мормышку в лунку. Мы последовали его примеру, и рыбалка началась… Первого ротана – не больше мизинца – поймал Вадим.
Наверное, он опоздал с подсечкой, потому что рыба настолько глубоко заглотила мормышку, что пришлось извлекать ее из нутра ротана экстрактором. После этого поклевки следовали одна за другой. Как только у кого-то из нас клев прекращался, мы переходили к следующей лунке и продолжали вытаскивать ротанов. Правда, все они были как на подбор: не больше 7-8 сантиметров. И лишь примерно через час Сергею повезло: он поймал ротана заметно большего, чем остальные, – 10-12 сантиметров. За два часа мы поймали больше ста рыбин. Хотя, надо признать, это была в основном мелочь, но все равно приятно: клевало отменно.
Александр Носов