Рыбацкие байки
Поскольку в юности мне доводилось ловить зимой карасей (точнее – карасиков), то я наивно полагал, что какой-никакой, но у меня всё-таки есть опыт ловли этой рыбы. Однако, уже будучи студентом, я убедился в том, что мой «карасиный» опыт ничего не стоит. Все попытки ловить карася зимой в достаточно больших водоёмах оказались безуспешными. Выходило, что, вылавливая карасиков в упомянутом мною озерце, я ничего не знал как о местах стоянок, так и о привередливости карасей. Поэтому долгое время мне не удавалось зимой ловить карасей. Как водится, помог случай.
Когда в очередной приезд на рыбалку я появился в доме местного жителя Кузьмича, у которого всегда останавливался, то застал у него гостя – средних лет мужчину в заплатанном ватнике и в разношенных унтах. Но меня он произвёл неприятное впечатление: был какой-то неопрятный, я бы даже сказал – заскорузло-неряш
- Это Родион, - представил его Кузьмич. Я назвал себя.
- Родион завзятый рыболов и знает, как поймать любую рыбу, в любом озере в округе, - продолжал Кузьмич, глядя то на меня, то на Родиона.
- Какую рыбу ты хотел бы поймать? – в упор глядя на меня, спросил Родион.
- Карасей, - не задумываясь, ответил я.
- А ты знаешь, что даже медведь в цирке бесплатно не работает… - всё так же неотрывно глядя на меня, выдал Родион.
Мне совершенно не нравился этот разговор, больше похожий на вымогательство. Поэтому я промолчал. И хотя вопрос адресовался конкретно мне, продолжил разговор Кузьмич:
- Ты Родион, слишком-то не зарывайся.
- А я много и не прошу, - ответил тот и, повернувшись ко мне, поинтересовался: - у тебя крючки, мормышки, блёсны есть?
«Кое-что есть». «Покажи». …Я показал. Он долго, придирчиво рассматривал мой не слишком богатый арсенал рыболовных приманок и отобрал несколько крючков, пять мормышек и две небольшие блесёнки. И удовлетворённо хмыкнув, объявил:
- Завтра утром я зайду за тобой, и ты вдоволь половишь карасей.
Явился он очень рано, когда ещё темнота плотной пеленой окутывала всё вокруг. Поскольку я был в полной готовности, то, как только Родион постучал в окно, вышел из дома, и мы без промедления двинулись на озеро. Мело. Снег живыми струйками скручивался в жгуты и то и дело пересекал наш путь в разных направлениях. Мой проводник каким-то непостижимым образом, ориентировался в кромешной тьме, и мы ни разу не сбились с нужного направления. Едва начало рассветать, как мы оказались на озере: остановились на середине небольшого залива. Осмотревшись по сторонам, Родион по каким-то только ему известным приметам выбрал место и, хотя неподалёку была старая лунка, он отошёл чуть в сторону и приказал: «Сверли тут». Когда я пробурил лунку, он принялся наставлять меня:
- Ловишь только из этой лунки, в других клевать не будет. Перед началом рыбалки бросишь в неё приваду, - и он положил рядом с лункой тряпицу, в которую было завернуто несколько кругляшей величиной с мячик для пинг-понга. Затем продолжил: - Бросишь в лунку два комка. Начинаешь ловить через полчаса вот на эту удочку, - он протянул мне самодельную зимнюю удочку. На конце лески был привязан крючок сантиметров на десять выше мормышка (см. рисунок).
- Действуешь так, чтобы крючок с червяком лежал на дне, а мормышка находилась чуть выше. Шевелить не надо. Глубина здесь полтора метра. Если клёв остановится, брось в лунку еще один комок и пережди минут тридцать-сорок. Если клёв не возобновится – сматывай удочки…
И он не оглядываясь покинул озеро.
Я же приступил к рыбалке. Прежде чем бросить в лунку эти кругляшки, подержал их в руках, осмотрел, понюхал. Не сразу, но всё-таки понял, что они состоят из смеси глины с коровьим навозом. Бросив кругляшки в воду, начал настраивать снасть. И минут через двадцать начал лов. Брали сначала мелкие, затем караси покрупнее. Это была поистине волшебная лунка! Правда, только две рыбы были величиной с ладонь, остальные - меньше. Я успел поймать десятка три карасей, как клёв прекратился. Следуя инструкции Родиона, бросил в лунку еще один кругляш, сделал паузу, и клёв возобновился… Увы, на этот раз он продолжался недолго. Но всё равно моими трофеями оказались ещё полтора десятка карасей. Тщетно я пытался оживить клев: бросал в лунку кругляшки, мелкого мотыля, всё напрасно - рыба не брала. На том рыбалка и закончилась.
Возвратившись в дом Кузьмича, я застал там Родиона. «Ну, как?» - обратился он ко мне. Я показал улов.
- Скажите Родион, - спросил я, когда мы сидели за столом, - в чём секрет вашей столь волшебной лунки?
Он неприязненно посмотрел на меня и сказал всего одну фразу:
- Много будешь знать, быстро состаришься.
…Волшебная лунка сохранила свой секрет.
Александр Носов