Ноябрь в наших климатических условиях – крайне непредсказуемое время года. Иногда этот месяц кажется продолжением летне-осеннего рыболовного сезона. Голубое, безоблачное небо, плюсовая температура. Словом, теплынь. И если бы не сбросившие листву оголенные деревья, да пожухлая трава, по утрам покрытая изморозью, то трудно даже предположить скорое приближение зимы.
А нередко уже в середине ноября наступает время ледостава, когда холод покрывает ледяным панцирем тихие заводи, мелкие озера и протоки. И тогда, по утверждению нашего известного рыболова С.Т.Аксакова: «… Рыба становится на станы, то есть разделяется по породам, собирается стаями, ложится на дно в местах глубоких: надобно преследовать ее там и удить очень глубоко. Такие станы, известные рыбакам, и зимою дают возможность, прорубая над ними проруби, удить рыбу, несмотря на стужу».
Такая предзимняя миграция пресноводных рыб в водоемах Северо-Запада начинается еще задолго до того, как снежное одеяло укроет землю. Но в массовом порядке она начинается именно в ноябре. Это явление связано с тем, что по мере охлаждения воды существенно изменяется среда обитания подводных жителей. Ведь похолодание, кроме непосредственного воздействия на организм рыбы, влияет на развитие водных растений и всех водных обитателей, являющихся кормом для рыбы. Жизнедеятельность рыб зависит и от количества растворенного в воде кислорода. Источником насыщения воды кислородом являются атмосферный воздух и, в некоторой степени, водная растительность. Причем в светлое время суток водоросли выступают как производители кислорода, а в темное время – как его поглотители.
Уменьшение продолжительности светового дня уже с началом осени постепенно ухудшает условия для пребывания рыбы, в первую очередь, на мелких местах, в поникших и буреющих травах. В прохладном воздухе не летают насекомые, и потому таким рыбам как плотва, елец, уклейка, хариус, голавль в верхних слоях кормиться нечем.
К тому же мальки рыб подросли, окрепли и вместе с взрослыми рыбами перекочевали к руслам рек, на глубину. Вслед за ними ушли и хищники. Однако не только в глухозимье, но и в холодные осенние месяцы многие рыбы, обитающие во внутренних водоемах, ведут себя достаточно пассивно. Как и другие животные с непостоянной температурой тела, рыба находится в большой зависимости от температуры воды и воздуха, которые оказывают значительное влияние на интенсивность обмена веществ рыбы и режим ее питания.
Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь температура верхнего слоя воды у льда всегда одна и та же – около нуля, а в придонных слоях она достигает примерно +4oС и также постоянна. Однако замечено, что в сильные морозы даже относительно активная рыба практически не кормится.
Это связано с тем, что каждому виду рыб присущи определенные границы, в пределах которых они начинают и прекращают питаться. При падении температуры за нижнюю границу, обмен веществ у некоторых рыб настолько замедляется, что они вообще перестают питаться и впадают в состояние анабиоза (оцепенения). Так происходит с сомом, карпом, линем. В этот период зарываются в жидкий ил неприхотливые карась и ротан. В таком состоянии они способны выжить даже в случае промерзания воды до дна.
Зачастую отрицательно сказывается на клеве рыбы в ноябре и направление ветра. Казалось бы, как рыба, находясь подо льдом, может определить направление ветра? А она, как ни удивительно, определяет. Значительный ветер неблагоприятного направления в подавляющем большинстве случаев ухудшает клев. Исключением здесь, пожалуй, является лишь ротан. Мне неоднократно доводилось быть свидетелем того, как на Ладоге и других водоемах Карелии при сильном северном или северо-восточном ветре местные рыболовы вообще не выходили на лед.
Однако если ноябрьский лед достаточно прочный, и вам сопутствует удача (то есть отсутствуют отрицательные факторы) и, конечно же, при соответствующем опыте, в это время на наших водоемах можно поймать отвесным блеснением окуня, щуку или хариуса. В тихие пасмурные дни с небольшими морозами заметно улучшается клев некоторых мирных рыб – плотвы, густеры, леща, красноперки. Не отстают от них окуни, а особенно ерши.
Но если по перволедью большинство рыб активно в течение светлого времени суток, то замечено, что судак охотнее клюет в сумерках. А налим ловится не только ночью, но и в сумерках. Это связано с тем, что в начале ноября начинается и постепенно усиливается преднерестовый жор этой рыбы. В это время налим берет на живца, кусочки мяса, на пучок червей.
Наиболее удачливой бывает рыбалка в ветреную со снегопадом и поземкой погоду. В конце ноября практически на всех водоемах можно удить – не только блеснением, но и на поплавочную удочку. Ну и, разумеется, на мормышку. На поплавочную удочку с насадкой мотыля, червя и опарыша с успехом можно ловить леща, плотву, красноперку.
На мормышку с мотылем или опарышем клюют окунь, плотва, ерш, густера, лещ. Иногда желанным трофеем рыболова становятся голавль, красноперка и язь. Однако для того, чтобы поймать хотя бы какую-то рыбу из перечисленной, необходима самая «малость»: обнаружить места стоянок уже упоминавшихся конкретных рыбьих стай. Найти такие места – зачастую проблема совершенно неразрешимая, особенно для неопытных рыболовов. В этом я не раз убеждался на Ладоге. Некоторые местные жители, промышляющие рыбалкой, знают, где находятся зимовальные ямы разных рыб и успешно этим пользуются. Но делают они это крайне осторожно и осмотрительно: не дай Бог их укромные места обнаружат посторонние!
Однако если даже вы не обзавелись подобными рыбными местами, и ваш улов можно пересчитать на пальцах одной руки, или того меньше, не огорчайтесь. Вспомните известный афоризм: «Боги не засчитывают в счет жизни время, проведенное на рыбалке». Ведь не зря говорится: «Рыболов удит рыбу и здоровье». И коли мало или нет совсем первого, то второе точно есть. Всегда имейте это в виду.
Александр Носов