Когда мы с моим постоянным спутником по рыбалке Вадимом сошли с поезда, то сразу обратили внимание, что, вопреки обыкновению, кроме нас рыболовов на платформе не было. Мы удивленно переглянулись…
– Что-то здесь не так, – встревоженно сказал Вадим, когда мы направились к дому Михаила Свешникова, у которого всегда останавливались, прежде чем идти на озеро.
Наши опасения подтвердил и Михаил:
– И хотя, как вы понимаете, до ледохода еще далеко, из-за оттепелей лед на озере во многих местах потрескался, а кое-где появились и промоины. Так что теперь рыбалка разве что для экстремалов.
Он помолчал, испытующе посмотрел на нас, видимо, ожидая нашей реакции на предупреждение. Но мы безмолвствовали, не зная, что ответить.
Наконец, Вадим решил разрядить затянувшуюся паузу и поинтересовался:
– И все-таки экстремалы находятся?
– На прошлой неделе были двое, так один из них в полынье побывал. Благо, что не утонул.
– Ух ты! – поразился Вадим, – расскажи Миша, как это было…
– Я сам не видел, что происходило тогда на озере. И знаю об этом только от хорошо вам всем знакомого старины Сазоныча. Поэтому перескажу лишь то, что услышал от него.
И вот что поведал Михаил…
Приехали в деревню на рыбалку два парня. Поставили джип на берегу, как раз за огородом Сазоныча, взяли снасти и отправились на озеро. Сазоныч попытался урезонить их: мол, куда вас родимые понесло, можете запросто провалиться. «Не учи ученого, старик, – посоветовал ему краснощекий здоровяк, – мы не первый день на рыбалке». Едва они ступили на лед, как на них залаял пес Сазоныча. «Видите, – покачал головой Сазоныч, – даже собака предостерегает вас». «Заставь замолчать свою дворнягу, иначе я ее прибью!» – пригрозил напарник здоровяка.
Угроза явно задела Сазоныча, и потому он с обидой в голосе сказал: «Я за свою жизнь видел здесь немало таких как вы, нырнувших в проруби. Правда, далеко не все вынырнули». «Не каркай, старый хрыч», – остановил его здоровяк и они, осторожно ступая, побрели по льду. Не прошли они и двадцати метров, как наткнулись на трещину. Однако она не остановила самоуверенных рыболовов.
Они вернулись на берег, нарубили топориком ольховых жердей, уложили их на лед, как рельсы узкоколейки, и двинулись к зарослям тростника. Благополучно добрались до них и начали рыбачить. Клевало плохо, и они, посовещавшись, начали продвигаться вдоль тростника, постепенно удаляясь от берега. Наконец они наткнулись на стаю рыбы, и их улов быстро увеличивался.
Через некоторое время напарник здоровяка, видимо, подцепил большую рыбину и никак не мог вытащить ее из лунки. После нескольких безуспешных попыток он позвал на помощь своего товарища. Трудно сказать, что произошло дальше: то ли здоровяк, торопясь к нему, оступился, то слишком резко наступил на жерди, но лед под ним начал ломаться. Жерди прогнулись, и он оказался в образовавшейся полынье. «Помогите!» – истошно заорал он.
Его напарник бестолково метался, не зная, что предпринять. Он попытался протянуть попавшему в беду товарищу жердь, но делал это так неловко, что Сазоныч не выдержал и с берега крикнул: «Стой на месте, голова садовая, иначе и сам сгинешь! А ты, на жердях, не шевелись». Несмотря на преклонный возраст, Сазоныч быстро сбегал домой и вернулся с пешней и мотком веревки.
Раскидал веревку на берегу кольцами: один конец привязал к стволу ольхи, на другом сделал петлю. Подхватив петлю, и постоянно простукивая пешней лед, начал продвигаться к полынье. За ним следовала собака. Не доходя метров десять до полыньи, Сазоныч остановился, погладил рукой собаку и ласково сказал: «Не подведи Амур, давай!»
Собака взяла в зубы петлю и засеменила к полынье. Добравшись до нее, она зашла так, чтобы здоровяк мог дотянуться рукой до петли. Первый раз он, опасаясь сделать резкое движение и свалиться в полынью, промахнулся. Собака вытащила веревку из воды и повторила попытку. На этот раз удачно. Поднатужившись, Сазоныч и напарник здоровяка выволокли бедолагу на лед и быстро повели его в дом.
Отогревшись, и придя в себя после такого потрясения, взволнованный здоровяк сказал: «Отец, ты спас мне жизнь. Забирай джип!» «Зачем мне твоя махина» – отмахнулся Сазоныч. «Продашь». «Не буду я делать этого». Здоровяк недоуменно посмотрел на него и, помолчав, решительно предложил: «Тогда возьми деньги». «Еще чего… – возмутился Сазоныч, – для чего они мне?» «Дом отремонтируешь, он у тебя не ахти какой». «На мой век хватит!» – сказал, как отрубил Сазоныч. «Ну, тогда возьми хотя бы снасти». «Снасти возьму. Спасибо».
– На том они и порешили, – закончил рассказ Михаил.
Он перевел взгляд с Вадима на меня и посоветовал:
– Так что братцы-рыбачки, отдыхайте на природе. А рыбалка будет в другой раз, рыба ведь никуда не денется…
Мы с Вадимом, не сговариваясь, кивнули.
Александр Носов
Фото Александра Лазарева
Сливо–вишневые гибриды – новинки плодового сада
Сорта малинно-ежевичных гибридов - Лукреция, Изобильная, Кумберленд и другие - 2
Как вырастить рассаду лука порея и сельдерея
Боярышник сибирский или кроваво-красный
Совместное применение органических и минеральных удобрений
Выращивание ремонтантной и гибридной садовой земляники из семян
Отцеп из болта и другие рыболовные хитрости
Биопрепарат ФЕНОКС - биологический препарат для очистки почвы от пестицидов и ядохимикатов