Декабрь и январь – это, пожалуй, самые «глухие» месяцы без клева. В это время большинство рыб ведет малоактивный образ жизни, в основном отстаиваясь в ямах – на местах зимовок. Поэтому перед рыболовом-зимником неизбежно возникает проблема: «Как быть?». То ли активно искать стоянки рыбы, то ли ждать, когда она сама подойдет к лунке.
Право выбора здесь – дело сугубо индивидуальное… Кто-то старается обследовать как можно большую территорию водоема, тем самым как бы увеличивая вероятность обнаружения стоянок рыбы. Кто-то, наоборот, выбрав подходящее место, устраивается на нем основательно: сверлит лунки, опускает в них прикормку и терпеливо ждет поклевок. В обоих случаях рыболовы действуют по издревле известному на Руси принципу: «Авось повезет».
Конечно, бывает, что кому-то из них сопутствует везение, и он оказывается с уловом. Но чаще всего оба удильщика остаются со скудным уловом, а зачастую и вовсе без него. Чтобы избежать этого, безусловно, крайне нежелательного для каждого рыболова явления, необходимо либо досконально знать конкретный водоем, либо попытаться почерпнуть эти знания у местных или бывалых рыболовов, либо суметь по внешним признакам определить наиболее перспективные места для ужения.
Такие места, в первую очередь, определяются по характеру рельефа. Какой-никакой и береговой, и ледовый рельеф есть всегда. Начнем, пожалуй, с берегового рельефа. Прежде всего, необходимо хотя бы ориентировочно определить, какая рыба водится в данном водоеме и где ее вероятнее всего можно поймать. Например, щука любит держаться в травянистых местах, где ее покровительственная окраска хорошо сливается со стеблями растений. Судак старается избегать таких мест, предпочитая находиться в засаде за крупными камнями, корягами, за стволами упавших деревьев.
Зимой по льду доступна практически любая часть водоема, и в этом колоссальное преимущество зимней ловли. Однако в это же время поиск рыбы затруднен тем, что береговые ориентиры засыпаны снегом, а подводный мир находится подо льдом и мало доступен для наблюдения. А это сильно затрудняет поиск рыбных стай. Поэтому крайне желательно, чтобы рыболов еще летом присмотрелся к тем местам, где ему придется рыбачить зимой. Водная растительность, скорость и направление течения, перекаты, косы, омуты, отмели, острова и полуострова, характер дна (ил, песок, глина, галька, камни, валуны) – вся эта информация может оказаться очень ценной зимой.
Например, в различных частях водоема встречаются заросли тростника, камыша, рогоза, хвоща. Рыбы относятся к ним по-разному. И хотя, как поется в известной песне: «Шумел камыш…», на самом же деле шумит жесткий тростник, стебли которого похожи на очень толстую солому. Этот шум и пугает большинство рыб, а потому они редко и неохотно заходят в тростники.
Совсем иначе обстоит дело с камышом. В его зарослях прячутся щуки, окуни, плотва, подлещики, густера, красноперка и другие рыбы. Одни из них находятся здесь в засаде, другие, наоборот, – прячутся от хищников. К слову сказать, некоторые рыболовы (и не только они) путают камыш и тростник. У камыша летом мягкий, гладкий, темно-зеленый стебель, заполненный белой массой, очень похожей на самый легкий пенопласт. Листья же камыша скрыты под водой, а над ней на 1-2 метра поднимается круглый стебель.
Но больше всего рыбу привлекают заросли хвоща. Нередко бывает, что значительные участки водоема, заросшие хвощом, изобилуют разнообразной рыбой всяких размеров. Есть предположение – это связано с тем, что летом хвощи выделяют щелочь, а зимой воздух, проникающий в пустотелые стебли растений, тем самым обогащает воду кислородом, которого так не хватает обитателям подледного мира. Ихтиологи ответственно заявляют, что рыбы с наружными повреждениями: царапинами, ссадинами, ранами заходят в заросли хвоща как в лечебницу. Одним словом, хвощи – четкое свидетельство того, что рыба в данном водоеме есть. В то же время следует помнить, что у зарослей травы лед зачастую очень ненадежен. Поэтому, приближаясь к ним, надо постоянно проверять прочность льда пешней или палкой.
Довольно часто среди больших глубин встречаются отмели. Подобные места, необъяснимо почему, очень привлекают многих рыб. Успешно ловить их можно как на самой отмели, так и на подходах к ней. Это связано с тем, что именно в таких местах проходят так называемые «рыбные тропы». Иногда это какое-то углубление, тянущееся по подводной равнине, иногда же, наоборот, – нечто вроде вала или насыпи, располагающихся под водой в определенном направлении. Бывает, что «тропа» обозначена растительностью, однако случается и так, что видимых ориентиров на дне нет, а рыбы все же безошибочно находят свою дорогу и даже в определенное, только им известное время передвигаются по ней.
Если по какой-то причине растительности в водоеме нет, или она, как и береговые приметы, засыпана снегом, то при желании можно ориентироваться непосредственно на льду… Прежде всего, очень желательно определить возможные перепады глубин. Это совсем не трудно сделать. Ведь лед на больших водоемах устанавливается по-разному: у берегов быстрее, и бывает там толще, на открытой воде и на глубине – гораздо медленнее, и он тоньше. Кроме того, ветры, течения разбивают, ломают, сплачивают лед, в результате чего в нем возникают торосы, трещины, углубления и выпуклости. Они способны образоваться в любых местах, однако существует общая закономерность: каждый год эти неровности возникают именно на неровностях дна. Поэтому любые торосы, трещины, выпуклости – это наверняка места перепада глубин. А значит, весьма перспективное место для рыболова.
Кроме того, торосы дают возможность укрываться мелкой рыбешке. Ведь часть торосов находится над водой, а часть – под водой. А если в них прячется потенциальная добыча, то обязательно будут и хищники. Если на открытом месте хищники довольно быстро расправляются с мелочевкой (в основном – мальками), то в торосистых местах она может задержаться, а, следовательно, и хищники тоже. Нечто похожее происходит и со снежной «кашей» – шугой. И здесь мелкая рыбешка находит безопасное убежище и может некоторое время держаться около него. …Как это ни прискорбно, однако сети, поставленные браконьерами, тоже могут подсказать, где находятся места скопления рыбы. Ведь эти враги настоящих рыболовов в подавляющем большинстве – местные жители, которые досконально знают данный водоем. Правда, этот вариант поиска рыбы можно считать малоприменимым, к тому же и небезопасным.
Куда проще и надежнее воспользоваться природными факторами… Например, вытащив на крючке из воды какую-нибудь зелень со дна, необходимо тщательно рассмотреть ее. Если, допустим, это элодея, то можно быть уверенным, что в этом месте если и будет клевать, то исключительно мелкота: окуньки и ершики. Если же из лунки извлечены листик или веточка рдеста, то это дает шанс выудить что-нибудь посолиднее. Когда при зацепах травы удается обнаружить ручейника, то такое место следует обловить. Очень перспективны места, где заканчиваются пески и начинается галька, среди которой обитают жучки, черви и личинки всевозможных насекомых.
На незнакомой реке сначала следует пробурить лунки поперек реки, постепенно удаляясь от берега. Но опять-таки: как определить до какой глубины бурить? Это зависит от клева и от того, какую рыбу предполагается ловить: одни рыбы предпочитают держаться у дна, другие – у поверхности. Однако из общего правила есть множество исключений… Потому что нередко бывает так, что, например, плотва или окунь берут то вполводы, то на глубине, а то почти у поверхности. Поэтому приманка (в основном мормышка) должна пронизывать все слои воды. И если поблизости есть рыба, то она обязательно заметит или почувствует приманку. А вот возьмет она ее или нет, полностью зависит от рыболова, от его умения и мастерства.
Александр Носов