Когда я вместе с одним из своих постоянных спутников по рыбалке – Вадимом был на Рижском взморье, то нас очень заинтересовала ловля местными удильщиками угрей. Ужение этой рыбы считалось здесь (да, пожалуй, и во всей Прибалтике) эталоном рыболовного мастерства. Настоящим, признанным рыболовом считался лишь тот, кто умел ловить именно угрей.
На взморье мы были просто зрителями. Но, конечно же, мечтали о большем: самим половить (а еще лучше – поймать!) эту необычную, во многом загадочную рыбу. Разумеется, мы иногда ловили угрей на донные снасти, но это были довольно редкие, во многом даже случайные поимки. Нам же хотелось поохотиться за этой, конкретной рыбой.
А потому, когда приятель Вадима – Игорь пригласил нас на рыбалку под Выборг: мол, половим всякую рыбу, в том числе и угрей, мы несказанно обрадовались. Да и как было не обрадоваться: ведь сбывалась наша мечта.
…Дом, куда привел нас Игорь (как он объяснил, здесь жил знакомый его знакомых – местный житель, опытный рыболов, знавший толк в ловле угрей), располагался на невысоком берегу, в полусотне метров от бухты залива. Хозяин дома – невзрачный мужчина лет шестидесяти, в выцветшей рубашке, в галошах на босу ногу, при виде нас не выказал ни радости, ни удивления и даже не представился.
А когда Игорь изложил суть нашего визита, он, глядя исподлобья, как-то неопределенно пробормотал:
– Значит, угорька захотелось?
Мы не нашлись что ответить и потому промолчали.
– Угорек – он, конечно, есть, – продолжал рассуждать хозяин, – но расскажите, как вы собираетесь его тягать?
… Мы разложили перед ним свои донные снасти (в основном «карусели» и «резинки»). Он внимательно осмотрел их, пощупал руками и сделал вывод:
– Все это занятно и стоит немалых денег, но, думаю, мы будем ловить на мои удочки.
Он принес из сарая несколько удилищ, представлявших собой березовые пруты, каждый длиной около трех метров. Причем было видно, что владелец этих удилищ совсем не заботился об их внешнем виде, так как все они были кривоватыми, да еще и кое-как обструганы.
Ко всем удилищам-прутам он привязал метров по пятнадцать лески с двумя крючками. На концах закрепил самодельные грузила из листового свинца. Слов нет, это некое подобие простейшей закидушки выглядело явно примитивно по сравнению с нашими современными снастями, но выбирать не приходилось, ведь как говорится: хозяин-барин.
Поскольку была дивная пора белых ночей, которые лишь на короткое время затеняли легкие сумерки, мы поздно вечером отправились на рыбалку. Спустились наискосок от дома до уреза воды и, пройдя по берегу метров пятьсот, остановились.
– Угри всегда держатся здесь, – объяснил наш проводник, – бросаете удочки на всю длину лески вдоль травы. Наживка – вот, – он достал из сумки и поставил на землю трехлитровую стеклянную банку с мелкими карасиками.
Сам он ловить не собирался, ограничив свое участие лишь советами: как лучше насадить на крючок живца и правильно забросить снасть.
Поклевки начались через час с небольшим. Первым поймал полуметрового угря Вадим.
– Угрей складывайте в мешок, да завяжите покрепче, – посоветовал наш проводник. – У меня сумка с надежной застежкой, оттуда рыба никуда не денется, – уверенно сказал Игорь. Он отнес сумку под куст, в десятке шагов от берега. Туда мы и складывали рыбу.
Спустя какое-то время повезло Игорю, затем снова Вадиму. Наконец, последовала поклевка и у меня! … Леска сначала дернулась, но тут же ослабла. Схватил удилище-прут, но как только леска натянулась, рыба начала метаться, я же без промедления принялся подтягивать снасть к себе. В какой-то момент почувствовал, что вроде как на леске ничего нет, потому что она просто провисла. «Неужели сошла?» – огорченно подумал я, машинально продолжая выбирать леску. Когда оставалось вынуть метра два, у самого берега вновь ощутил упругую тяжесть. И вот я с трудом удерживаю в руках скользкую, извивающуюся рыбину.
После этого поклевки прекратились. Но спустя полтора часа, мы выудили еще трех угрей. Затем снова наступило бесклевье. Мы терпеливо ждали, однако безрезультатно. К тому же начался дождь. Пришлось рыбалку закончить. Собрали снасти, Игорь отправился за сумкой и…
– А где рыба? – он вопросительно посмотрел на нас.
Мы с Вадимом бросились к нему. Сумка была застегнута, а вот рыбы в ней не было! Все еще не веря в произошедшее, Игорь принялся ползать по траве вокруг куста и даже в нескольких местах разгреб песок. Увы, наши змееподобные беглецы в буквальном смысле, как в воду канули.
– Не в коня корм. Я же сказал, надо класть угрей в мешок. Значит в мешок. А вы… – подвел итог рыбалки наш проводник.
Конечно, нам было очень обидно, что мы оказались такими растяпами. Оставалось лишь утешаться тем, что все-таки исполнилась наша мечта – половить угрей. Поймали, да не донесли…
Александр Носов