Хотя и принято считать, что щука вездесуща и что ее можно встретить в любой части водоема, все-таки она предпочитает держаться в определенное время, в определенных местах. Чаще всего она выбирает небольшой участок со спокойным течением или залив с каменистым дном, заросшим по берегам камышом и осокой, и оттуда совершает броски на жертву. Иногда хищница стоит под перекатом, где обычно собирается рыбья мелочь.
Мне доводилось наблюдать за щучьей «рыбалкой» в подобных местах. Все происходило удивительно просто. Хищница располагалась там, где струи с переката сливались в один поток. Сносимые водой рыбешки оказывались именно здесь, и зубастой охотнице оставалась лишь периодически открывать пасть и проглатывать их. Как только одна щука насыщалась и покидала «рыбное место», тут же на «боевое дежурство» сразу заступала другая. Причем всегда одинакового с ней размера.
Кроме травянистых укрытий щуки любят устраивать засады около затопленных деревьев, больших камней, под нависшими над водой кустами, на выходах из ям.
Но мало определить места излюбленных щучьих стоянок, надо знать, что служит им основной пищей в конкретном водоеме. Если, допустим, в озере главный корм хищницы – плотва, а ершей совсем нет, то вряд ли надо предлагать ей ерша. Такая приманка будет для нее непривычной и вряд ли даст желаемый результат.
Охотнику за щуками следует учесть и такое немаловажное обстоятельство. Если на каком–то участке водоема за короткий период времени вам удалось поймать даже две-три рыбы, неплохо бы наведаться туда снова. Потому что установлено: когда освобождается удобное место для засады, его быстро занимает другая хищница. Словом, свято место пусто не бывает.
Подтверждение этому я обнаружил в журнале «Наука и жизнь», где натуралист, изучавший образ жизни щук в озере, сделал вывод: «…Когда одни щуки покидают кормную стоянку, вместо них появляются другие, после этих – третьи, затем наступает снова очередь первых. То есть весь цикл повторяется сначала.
Местные жители, зная постоянные засады щук в каком-то водоеме (особенно около упавших в воду деревьев), очень удачно этим пользуются. Для этого практически в любое время дня, при любой погоде направляются туда и опускают в определенном месте, пусть даже самую примитивную снасть, наживленную живцом. И почти всегда поклевка щуки следует незамедлительно».
Еще неплохо бы обратить внимание и на такой момент: если летом щука предпочитает активно охотиться (а значит брать наживку) преимущественно по утрам и вечерам, то осенью, в связи с сокращением продолжительности светового дня вынуждена промышлять и днем. И если летом щуку чаще всего можно встретить с подветренной стороны, то осенью, наоборот, она скорее попадется в местах, полностью защищенных от ветра.
И еще: собираясь ловить щуку, не следует забывать о периодичности ее клева. Обычно усиленный жор щуки начинается через неделю–полторы после нереста. Это период восстановления сил – посленерестовый жор. Тут уж хищница жадна и прожорлива, как никакая другая рыба наших водоемов. Она хватает все, что движется; ее добычей становится не только рыбья мелочь, но и рыбы, достигающие по весу более половины веса щуки.
Об этом пишет и Л.П.Сабанеев: «… Во время так называемого жора, когда она всего голоднее, щука бросается на крупных птиц, например, гусей, с которыми, конечно, не может сладить, и на рыб одинакового с ней роста. (Вавилов) рассказывает, как раз она ухватила за ногу гуся и не разжимала пасти и тогда, когда последний вытащил ее на берег. Я лично наблюдал, как они ловили крупных и мелких куликов. Стоило иногда только кулику отойти подальше от берега, по грудь в воду, как хищник хватал его за ноги, и несчастный долгоносик не успевал жалобно пропищать и растопырить крылья, как щука утаскивала его вглубь. Плавающие кулики, особенно плавунчики, глотались целиком, почти без всякой тревоги».
Вот что такое щучий жор на практике.
Но длится он около 10-12 дней. Летом жор заметно ослабевает, а в жаркие и тихие солнечные дни почти полностью замирает. Хотя надо всегда помнить: нет правил без исключения. С наступлением холодов начинается осенний жор, который практически не зависит от погоды и продолжается до ледостава. Очень активна щука по перволедью. Затем, в период глухозимья (декабрь, январь, часть февраля) клев ослабевает и возобновляется лишь в конце зимы, когда у хищницы происходит непродолжительный преднерестовый жор.
Большинство авторов по рыболовному делу утверждают, что даже во время самого активного жора щуки никогда не употребляют налимов и линей. Об этом говорит и наш рыболовный авторитет Л.П.Сабанеев: «… Но и живая рыба не в одинаковой степени пользуется расположением нашей пресноводной акулы, но временами, а так же при изобильном корме, весьма разборчива в пище. Так, например, щука не любит линей, налимов, а местами не берет на карасей, окуней, ершей».
Вполне возможно, что во времена Л.П.Сабанеева (он жил в XIX веке) щуки и были столь разборчивыми, но я, любитель ловли на кружки и жерлицы (и не без успеха!), должен признать: ерши и окушки – прекрасная наживка для зубастых охотниц. И на мелких карасиков щука берет безотказно. Что же касается линей и налимов, ничего конкретного сказать не могу, поскольку сам никогда на них щук не ловил. И от других рыболовов ничего об этом не слышал.
Теперь, когда, будет считать, мы знаем кое-что о жизни щуки и о том, где и когда ловить, самое время рассказать, как и на что ее ловить. Но об этом уже в следующем номере…
Александр Носов