Если известная поговорка гласит: «Рыбак рыбака видит издалека», то этого рыболова – мужчину средних лет, я увидел совсем близко, мы ехали с ним в одном купе электрички. Его принадлежность к армии рыболовов можно было без труда определить по одежде и рыболовному ящику. Вместе с ним мы потом сели в автобус и вышли на одной и той же остановке. Мало того, и на заливе оказались метрах в двухстах друг от друга.
С утра подморозило, и сильно мело, наверное, потому, клевало не очень… И я, от нечего делать, направился к безмолвно знакомому рыболову из электрички. Представились: его звали Николаем. Машинально осмотрев его скудный улов–десяток мелких ершей и ещё более мелких корюшек, я заметил в стороне от остальных трофеев слегка засыпанную снегом рыбу, длиной около десяти сантиметров.
Казалось бы, рыба как рыба, но меня удивила, прежде всего, голова: крупные тёмные, слегка выпуклые глаза и особенно рот – почти от глаза да глаза. И только когда я очистил её от снега и присмотрелся лучше, то вспомнил мою давнюю встречу с такой же рыбой: да это же бельдюга! Рыба мало знакомая или совсем незнакомая большинству наших удильщиков.
И это несмотря на то, что бельдюга довольно широко распространена в Европе: она встречается от пролива Ла-Манш до Балтийского, Баренцева и Белого морей. И, как написано в Большой Советской Энциклопедии: «В Балтийском море имеет некоторое промысловое значение». В основном это относится к прибалтийским странам.
В Финском заливе бельдюга встречается по северному берегу от Зеленогорска по направлению к Приморску; на южном побережье–от посёлка Лебяжье к мысу Серая Лошадь и дальше на запад. Питерским рыболовам бельдюга стала широко известна в середине 50-х годов, когда начался массовый (я бы даже сказал, всенародный) лов корюшки.
Так что же это за рыба? Бельдюга–прибрежная морская рыба отряда окунеобразных, единственная живородящая рыба наших вод. Основное её отличие от других–отсутствие хвостового плавника. Единый плавник проходит по телу рыбы сверху и снизу, кроме брюха. В задней части длинного спинного плавника выступают короткие шиповидные лучи. Очень маленькие брюшные плавники расположены впереди больших грудных плавников.
Тело у бельдюги сильное, мускулистое с плотной кожей, в которой сидят не налегающие друг на друга, мелкие округлые или овальные чешуйки. Верхняя челюсть слегка выступает над нижней, рот усеян небольшими притуплёнными зубами, челюсти окаймлены толстыми губами. Окраска у бельдюги желтовато- или зеленовато-бурая, брюхо желто-серое, на теле тёмные пятна.
Встречается эта рыба не только в морской, но и в сильно опреснённой прибрежной воде. Правда, крупные особи избегают сильно опреснённой воды и ловятся обычно в западной открытой части Финского залива. Причём в основном зимой, когда заметно уменьшается поступление в залив пресной воды. Живучесть бельдюги поразительна: даже вне воды она в течение нескольких часов сохраняет полную жизнеспособность.
Питается она мелкими моллюсками, ракообразными, икрой и мальками других рыб, насекомыми и их личинками. В основном бельдюга обитает на каменистых россыпях и песчаном грунте с зарослями травы зостеры и водорослей, на глубине 20-30 метров.
И хотя в энциклопедическом издании «Жизнь животных» утверждается, что бельдюга достигает длины иногда 45 и даже 60 сантиметров (и эти размеры цитируют все авторы), я никогда ни от кого не слышал, чтобы кто-то поймал подобного бельдюжьего «гиганта». Обычная добыча рыболовов–экземпляры 10-20 сантиметров.
И что ещё удивительно: нигде ни в одном издании (в том числе и в уже цитируемой «Жизни животных»), даже не упоминается вес этой рыбы. Длина приводится разная, а вес не указывается.
Поскольку бельдюга рыба живородящая, то самка (половая зрелость наступает на втором году жизни) вымётывает не икру, а мальков. По разным источникам от 10 до 400, но чаще всего – 30-70. Размножение обычно происходит зимой.
Так как маленькие бельдюжата очень похожи на угрей, то рыбаки прибрежных стран (особенно немецкие), верили, что именно бельдюга родит маленьких угорьков. Отсюда и немецкое название бельдюги: «угриная матка – Aalmutter».
В Финском заливе бельдюгу можно ловить на обычные зимние удочки, на мормышки и крючки, с насадкой червей, мотыля, опарыша или на кусочек свежей рыбы. Чаще всего она попадается при ловле привычных для нас зимних рыб: плотвы, ершей, окуней и особенно корюшки. Попавшаяся на крючок бельдюга, пытаясь освободиться, завязывается узлом вокруг лески и, скользя по ней, как бы вырывает, выдёргивает крючок из пасти. Или запутывает леску так, что её и не распутаешь.
Да и снять эту рыбу с крючка очень даже непросто: её мускулистое, словно резиновое тело, непрерывно извивается и выскальзывает из рук. Наиболее надёжный способ не выпустить рыбу – держать поперёк тела между средним пальцем сверху и указательным и безымянным снизу.
Несомненным достоинством бельдюги является и то, что нарезанные кусочки из неё – прекрасная насадка для ловли других рыб. Насадка прочно держится на крючке, долго не портится, позволяя сделать не один заброс.
Среди рыболовов существует стойкое неприятие бельдюги как добычи. Основания для этого такие: во-первых, отталкивающий внешний вид; во-вторых, при тепловой обработке её кости заметно зеленеют; в-третьих, она–живородящая («нельзя есть рыбу, которая «щенится»). Но, конечно же, всё это чистое заблуждение.
Белое, плотное мясо бельдюги отличается хорошим вкусом и жирностью. А в Финляндии оно и вовсе считается деликатесом. Наилучший способ её обработки – горячее копчение с предварительной выдержкой в 20%-ном соляном растворе. Так что ловите бельдюгу, и приятного вам аппетита!
Александр Носов