На рубеже XIX и XX веков лучшие российские ученые практически заново открыли своим современникам теоретические основы и реальные возможности чисто биологического земледелия. В теории и на практике было доказано, что только по-настоящему живая почва в состоянии досыта накормить человека, а уровень ее плодородия определяется, в первую очередь, количеством обитающих в ней живых организмов, начиная от простейших бактерий и заканчивая всевозможными жучками и червями.
Не может не возникнуть вопрос: причем тут бактерии, когда растениям для роста, а тем более плодоношения нужны азот, фосфор, калий?
Столетие назад в теории и на практике было доказано, что поступающего с росой, дождями, воздухом в почву азота вполне достаточно для получения самого высокого урожая, необходимо лишь, чтобы механическая структура позволяла осадкам проникать вглубь. Остальные же макро- и микропитающие элементы даже в самых бедных, неокультуренных почвах содержатся в количествах, порой в десятки раз превосходящих потребности растений, а лиственный опад эти запасы постоянно пополняет.
Однако все эти вещества находятся в связаннoм состоянии и могут быть переведены в усваиваемую растениями форму только под воздействием кислот, причем имеющих довольно слабую концентрацию. В почвах таковые образуются за счет жизнедеятельности живых организмов. Одни кислоты вырабатываются непосредственно бактериями (молочная, уксусная и т.д.), другие (угольная кислота) образуются за счет выделяемого при дыхании живых организмов углекислого газа. Понятно, что та же почвенная живность невольно занимается и структурированием почвы, проделывая в ней многочисленные канавки, через которые проникают необходимые и им самим, и корням растений влага и воздух.
Другим важнейшим источником питания растений является оставленная живыми существами после отмирания в почве белковая масса. Известно, что бактерии в среднем каждые 20 минут делятся, образуя две дочерние клетки. Затем львиная их часть погибает, питая тем самым растения. Биомасса бактерий на сотке чернозема достигает десятков килограммов. Количество почвенных жителей зависит от условий обитания, т.е. структуры почвы, ее рыхлости, наличия питания. И вся прелесть этого в том, что сами подземные обитатели и создают себе необходимые условия. Они прокладывают многочисленные магистрали для проникновения воздуха и влаги, а главной пищей для них после отмирания становятся выращенные их же стараниями растения.
В природе ничего не пропадает, как, впрочем, и не живет напрасно. И в процессе жизнедеятельности, и умирая, каждое ее создание кормит какое-то другое. Растения служат пищей животным и наоборот. Живых существ в почве ровно столько, чтобы до конца съесть имеющуюся в ней растительную пищу. Однако как растения, так и живность образуют свою питательную массу не только за счет друг друга, но и за счет поглощения солнечной энергии, питательных веществ воздуха, дождя, росы и т. д. А это, по идее, должно было бы привести к постоянному увеличению растительной массы и росту числа почвенных обитателей.
Так бы и было, если бы не всевозможные влияющие как на растения, так и на живые существа неблагоприятные факторы. Одним из них является человек, забирающий себе часть растительной пищи. Если его воздействие компенсируется благоприятными внешними факторами, то уровень плодородия сохраняется. Когда же он забирает больше, то должен вернуть земным обитателям другую, необходимую для сохранения их численности и ненужную самому себе пищу. Еще важнее — не мешать своим природным кормильцам, не травить их и не губить лопатой или плугом создаваемую десятилетиями животворную почвенную структуру. В этом и состоят главные принципы разумного, максимально продуктивного земледелия.
Его эффективность доказали ученые, стабильно собиравшие на рубеже XIX-XX веков в средней полосе на опытных участках зерновых по 200-250 ц/гa. Фактически страну подвели к рубежу, за которым, по логике, могли последовать всеобщая сытость и благоденствие. Но сначала сделать решающий шаг не давала не менее упертая и тщеславная, чем сейчас и также находящаяся у руля так называемая "классическая" школа земледелия, а затем последовали исторические события, предавшие на долгие десятилетия, в лучшем случае, забвению, а в худшем — уничтожению, большую часть из того, что было создано в России разумного и вечного. Немало ученых, пытавшихся в сталинскую эпоху возродить агротехнические идеи начала века, было жестоко репрессировано.
Земляника: подготовка грядки, высадка и уход за рассадой
Как выбирать саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников
Приемы дизайна для занятых садоводов (часть 1)
Cорта малины на любой вкус - перспективные сорта малины - 2
Паперпот - кассетная технология выращивания капустной рассады
Интересный способ выращивания моркови
Левзея сафлоровидная или Маралий корень — ценное лекарственное растение