Читать часть 1. ← Дачный сезон семьи Сильновых из Гатчины
На даче Сильновых многие грядки используются два раза. Я уже отмечал, что в парничке, где вырос сверхранний картофель, теперь зреют огурцы. Между рядками лука была высажена рассада свёклы. Лук убрали – теперь свёкла на свободе наливает корнеплоды. В середине июля, после уборки базилика, на его место высеяли черную редьку, на месте озимого чеснока посеяны дайкон и репа. Хозяин такой срок посевов объясняет тем, что после Петра и Павла световой день сократился, и крестоцветные культуры уже не пойдут в стрелку.
Кроме привычных всем овощных культур на участке Владимира Николаевича Сильнова есть и плодовые деревья, и кустарники – яблони, сливы, вишни, есть и множество цветов – это, как говорится, епархия жены, Людмилы Николаевны. Меня, например, впечатлил огромный куст лилий. По словам Владимира Николаевича, в нем более сотни стеблей и почти полтысячи цветков.
Лет 8-9 назад посадили рядом несколько луковиц лилии. И потом не стали их пересаживать. Вот и образовалась такая красота. На даче много роз, растений в горшках и вазах, из них созданы и оригинальные композиции с керамическими фигурками, например, гномами, есть большой пруд с фонтаном и маленький водоём с нимфеями.
Диковинок много. Конечно же, на участке по традиции есть две небольшие бахчи – с арбузами и дынями. Прямо у калитки при входе на садовый участок растет большой куст элеутерококка, есть молодые растения ягоды Годжи, черешни, грецкого и маньчжурского ореха, конфетного дерева, в теплице – родственник помидора – наранхилла – золотой плод Анд; стоят несколько емкостей с пышно разросшейся солодкой.
А возле сеточного забора, отделяющего участок, два небольших кустика шелковицы. Они уже в этом году с плодами, напоминающими малину, только вишневого цвета. По словам Владимира Николаевича, это растение – шелковица розовая кустовидная, выдерживающая морозы до -30°С. Он купил шелковицу укорененными черенками. На мой вопрос: не собирается ли сам размножать шелковицу для продажи – спрос будет, садовод ответил, что за все сразу не схватишься, да и силы уже не те.
И ещё о винограде. Даже сорта винограда, которых у него сейчас 74, собирается в следующем году сокращать – будет размножать только те, что пользуются особым спросом, а сейчас спрос пошёл на сорта для выращивания в пристенной культуре (о сортах можно узнать на его сайте www.winоmed.ru).
- Сейчас многие садоводы заинтересовались виноградом, потому что поняли: свой виноград – это не то, что из магазина. К тому же у нас нет болезней, это растение не болеет ничем, не так, как в южных регионах. Значит, нет обработок, урожай получается экологически чистый. Но наши садоводы чаще всего не хотят выращивать его в теплице, — сокрушается Владимир Николаевич, — а ведь именно в теплицах самая высокая урожайность получается.
Я в открытом грунте, причем при выращивании винограда в бочках, могу получить 2-3, максимум 5 килограммов ягод с куста. И то не каждый год, это зависит от погоды, ведь лоза растет на улице. Правда, в бочках виноград созревает на месяц, а порой и на полтора раньше, чем в теплице – это тоже зависит от погоды. Ведь мы достаем из прикопки бочки с лозой в середине апреля и ставим их в протапливаемую теплицу. И когда минует угроза заморозков, выставляем на улицу. Получается большой забег в развитии растений.
В то же время хорошие сорта тепличного винограда, такие как Илья Муромец, Супага, Любава – с медовым ароматом, приторно сладкая — дают 30-40 кг с одного куста. И даже до 50-60 кг могут дать! Правда, для этого уже расстояние между кустами должно быть два метра, ведь такую массу гроздей им надо поддерживать. Силу куст винограда набирает с 5-6 лет. Это очень пластичная культура.
Обычно у нас уже в начале июля начинают созревать ранние сорта винограда. Так же, как и на юге. Но у нас ведь не юг. И здесь помогают белые ночи – точнее, длительный световой день в этот период. Многие сорта очень на это реагируют, а другие, наоборот. Вот я и занимаюсь адаптацией винограда для наших северных широт. Если три-четыре года сорт хороших результатов не дает – тут же удалю его.
Садовод сетует на природные катаклизмы этого сезона. Фортелей матушка природа выкинула нынче немало. Они и в другие сезоны случаются, но не такие ощутимые. А ведь прошедший июнь надолго останется в памяти всех садоводов. - Я такого за всю свою дачную практику не помню, — делится своим мнением Владимир Николаевич. — Не зря говорят, что сто лет не было такого июня.
Ночами было всего +2°С, а недалеко от нашей дачи – возле речки Колпанки – даже иней лежал. А ведь у нас в области многие садоводства на болотах, на торфяниках, т.е. в низинных местах. Как бедные садоводы страдали в этом году!
И меня это коснулось. Почти на месяц запоздали с созреванием многие культуры. Вон в саду большое растение каприфоли. Оно пышно цвело все годы, а сейчас почти погибло от мучнистой росы, а деревья сливы были буквально облеплены тлёй, сбросили все плоды. Такого раньше никогда не было.
А у меня сад особенный – его нельзя обрабатывать ничем, кроме растительных препаратов. Ведь рядом пасека, пчелы работают. Опрыскаешь химией – они погибнут. Вот и выбирай: либо пчелы, либо сливы. Молодые яблоньки хороших сортов – Мантет и Медуница — цвели, но из-за такой погоды сбросили завязь. И вредители на них напали. Правда, жена раствором уксусной эссенции опрыскала, спасла деревца.
Он говорит, что даже пчелы чуть не пострадали от погодных фокусов. В начале марта стало тепло, Владимир Николаевич вынес ульи на улицу, иначе пчелы могли вылететь в зимовнике. А потом резко похолодало.
Спасло то, что в одних ульях толстые стенки, а в других он использует в корпусах дополнительный утеплитель – между двух слоев фанеры вставляет пенопласт. К тому же ульи двухкорпусные – в них по две семьи – они как бы обогревали друг друга. На пасеке, как и в саду, у него тоже свои усовершенствования.
- Мои пчелы никогда не роятся – я увеличил в ульях на 150 мм подрамочное расстояние, — рассказывает Владимир Николаевич. — Это я скопировал с природы: кто там ограничивает пчел в дуплах? Никто, и они используют свободное пространство дупла.
А так как у меня увеличено подрамочное расстояние, пчелы, если им не хватает площади рамок, тоже переходят ниже. Вдобавок я стараюсь через год менять маток. За счет этого у них нет инстинкта роения.
У меня на пасеке шестнадцатирамочные двухкорпусные ульи. Там могу держать и две матки рядом — разместить семью с молодой маткой в нижнем корпусе, а во втором корпусе буду держать матку-помощницу. И на период главного взятка отсадить матку-помощницу, организовав из двух семей улей-медовик.
В таком улье у меня сразу до 150 тысяч пчел, в то время как в обычном их 60-70 тысяч. А за счет большого объема улья они не роятся. На моей пасеке за 7-8 последних лет не выходило ни одного роя.
Почти на пятнадцати сотках раскинулось дачное хозяйство семьи Сильновых. Но из-за обилия на нем различных овощных, плодовых, цветочных культур и сооружений пространство это не чувствуется. Однако большое хозяйство постоянно требует заботы, внимания. Особенно в нынешнем сложном сезоне.
Как говорится, пришлось изрядно попотеть. Конечно, случились некоторые потери и на их участке, но в целом, пожиная сейчас плоды нелегкого труда, Владимир Николаевич доволен результатами. Не случайно в народе говорят: «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться».
Е. Валентинов Фото автора