Более двух лет я не был на этом участке. И вот, наконец, такая возможность появилась. Сразу же заметил, что, как и прежде, он приятно контрастировал со всеми окружающими наделами этой болотистой местности недалеко от Колпина.
После общения с радушными хозяевами сделал второй и главный вывод: семья Романовых – Борис Петрович и Галина Прокопьевна – по-прежнему придерживается двух, казалось бы, противоположных принципов: стабильность и перемены. Неизменными остаются их приверженность высокой культуре земледелия, постоянному наращиванию плодородия теперь уж далеко не болотистой почвы (это результат почти трех десятков лет упорной и тяжелой работы), а также отказ от применения химических удобрений и препаратов.
Органическое земледелие и здоровый урожай – эти два понятия связаны у них как причина и следствие уже много лет. И отступать от них Романовы не собираются.
В то же время везде можно заметить перемены: вот новая конструкция теплицы, которая установлена в другом месте, а здесь появились различные элементы осознанно формируемого ландшафтного дизайна. Культуры на грядках поменялись местами – строгий севооборот. А еще на грядках и в теплицах новые виды и сорта растений, новые технологии…
Перечислять перемены можно долго, но когда внимательно присмотришься ко всему, побеседуешь с хозяевами, понимаешь – это целенаправленная стратегия, разработанная и внедряемая на когда-то болотистом участке, почва которого сейчас по своим свойствам и качеству подобна черноземной.
Помню, два года назад, тоже в конце сезона, Борис Петрович заявил, что уже не будет стремиться к освоению многих новых сортов, к расширению посадок. Просто из тех сортов растений, что хорошо себя показали на его земле – из лучших томатов, перцев, огурцов, картофеля, других культур – выберет самые-самые и постарается при меньшем количестве посадок собирать такой же или даже более высокий урожай.
Как бы подтверждая верность тех утверждений, теперь он показывает небольшую тепличку с перцами и объясняет, что в прошлом году там росли 32 кустика сладкого перца, в этом – их всего 20, а урожай ничуть не меньше. Даже, пожалуй, значительно больше.
И действительно: желтые, красные, зеленые сочные перцы различных форм и размеров буквально теснятся на крепких кустах этого южного растения. Гибриды Джипси F1, Рубик F1, Маринадный F1 прошли проверку временем и получили высокую оценку хозяев участка.
Трудно словами описать дивную картину их урожая. Читатели и сами могут убедиться в этом, посмотрев на фото, сделанное в этой тепличке. Правда, оно выхватывает только один фрагмент грядки, на которой все растения увешаны яркими плодами, как новогодняя елка игрушками. А в целом тепличка просто завораживает своим урожайным великолепием.
По словам хозяина, в прошлом году первые зрелые плоды перцев они начали снимать только в августе, а в нынешнем – уже в первой декаде июля. «Почти два месяца их едим, – говорит Борис Петрович, – и даже для заготовок на зиму в конце июля Галина Прокопьевна сняла три корзинки перцев». А они все растут и зреют, растут и зреют… Это результат не только высокой агротехники, но и некоторого изменения прежней технологии.
Надо сказать, что Борис Петрович постоянно совершенствует технологии, и не только при выращивании перцев, но и всех других культур, особенно теплолюбивых. Вот и в этом сезоне пленку, которой укрывал грядки весной для разогрева почвы, он решил оставить и после высадки рассады. Она здесь не цельная, а состоит из нескольких кусков. Конечно, при поливах перцев пришлось наклоняться и приподнимать ее, чтобы влага попадала к корням, а затем снова аккуратно укладывать, но эти дополнительные затраты времени и труда дали свой эффект: удалось сократить поливы, потому что вода не так быстро испаряется, влажность в теплице стала ниже, а, значит, исчезла опасность появления болезней. И, что важно, созревать перцы стали раньше.
Такую технологию он применил во всех других пленочных укрытиях. В том числе и в самой большой теплице, где растут томаты. Готовясь к завершению сезона, Борис Петрович для удобства съема урожая постриг там на растениях ненужные ветви и листья. И теперь в теплице свободно висели гирлянды круглых, перцевидных, коктейльных (от обилия этих небольших плодов просто рябило в глазах) и Бог знает каких еще помидоров разнообразной расцветки. Желтые, розовые, красные, оранжевые и…вот чудо! Глазам своим не поверил: в углу теплицы блестели своими боками черные помидоры! Как бы их описать? Мне раньше доводилось видеть и пробовать томаты сорта Черный принц. Но там была все же темно-коричневая окраска. А здесь созревшие плоды были совершенно черными. Те, кто видел зрелые ягоды черного паслена, могут себе это представить, только нужно размер их увеличить в 20-30 раз. И что примечательно, они блестят, как начищенные до блеска туфли. Галина Прокопьевна подсказала, что это новый для них коктейльный гибрид Черная гроздь F1. А еще Романовых порадовали в этом сезоне и другие гибриды: Финик оранжевый F1, Кишмиш полосатый F1, Персик желтый F1, Пинкрайз F1. Одним словом, я наблюдал настоящее царство томатов.
Тем садоводам, которые привыкли из сезона в сезон собирать в своих тепличках по одному или два ведра недозрелых плодов, поверить в это трудно, но это так.
А еще в нагретом солнцем пленочном укрытии стоял удивительный, южный аромат по-настоящему созревших помидоров. В магазине они, увы, так не пахнут. Причем в этой теплице, как и в другой – поменьше, хозяева умудрились разместить кроме помидоров также несколько растений арбуза, дыни, огурца. И все они плодоносили! А досужие люди говорят, что томаты и огурцы не могут расти в одной теплице. Еще как могут. К тому же целый угол ее занимали виноградные лозы. На них в 5-10 см от земли висели увесистые грозди винограда сорта Илья Муромец. Причем ягоды были очень крупные, и, как я позже убедился, вкусные и очень ароматные.
И снова вспомнилась поездка на участок Романовых два года назад. Тогда они только начинали заниматься виноградом. В одной из теплиц я увидел симпатичную, но очень скромную гроздь и упомянул о ней Борису Петровичу. Он спокойно ответил, что ничего от этих лоз пока не ждет: главная их задача – развиваться, формировать мощную корневую систему. «Когда им будет четыре года, мы виноград будем собирать ведрами», – уверенно заявил тогда хозяин участка. Я сразу поверил, что так и будет. Потому что не раз уже убеждался: у него всегда все рассчитано и продумано. И в этом сезоне, если сразу собрать весь урожай созревающего на нескольких лозах винограда, уже, пожалуй, понадобятся не одно и не два ведра.
Горжусь тем, что когда-то наш журнал открыл читателям семью Романовых. Тогда фурор произвела их статья о выращивании арбузов и дынь в открытом грунте на высокой теплой грядке. Кстати, такую грядку Борис Петрович использовал и при выращивании овощей. Сейчас же можно уверенно сказать, что бахчеводство в нашем северном климате доведено им до совершенства. Этим летом первый зрелый арбуз они сняли 20 июля. И потом почти полтора месяца арбузы сортов Юбилейный, Порционный красный, Подарок Севера, Лежебока, дыни Дюна, Джокер, Герда регулярно украшали их стол. Мало того, в нынешний довольно сложный сезон арбузы дали и второй слой урожая: одни плоды снимались для еды, а в это время на растении завязывались новые, которые тоже успели созреть к концу лета.
Борис Петрович и Галина Прокопьевна вполне довольны завершающимся сезоном. Порадовали своим урожаем почти все культуры: огурцы – гибриды Маринадный F1, Новый неженский F1, Предгорный виноград F1 – плодов дали очень много, они завязывались и завязывались на сконструированных Борисом Петровичем специальных высоких грядках самой до осени.
Хорош был и картофель – этой весной не было заморозков, и клубни сортов Тимо и Скарлетт они высадили рано – 8 мая, а потом уже с 20 июня смогли выбирать руками сформировавшиеся клубни в рыхлой почве. И своя молодая картошечка добавилась к малосольным огурчикам. В конце июля скосили ботву, чтобы избежать фитофтороза, а в августе выкопали картофель. Урожаем его довольны, а вкус картошки отменный, могу это подтвердить.
Романовы гордятся тем, что прежний чисто огородный участок постепенно приобретает черты дачного. Сокращая площади овощных посадок (без потери урожая за счет изменений технологи выращивания), Борис Петрович и Галина Прокопьевна создают там новые элементы садового дизайна: арки, перголы, клумбы. Самая впечатляющая новинка – открытая беседка под раскидистой ивой. Изготовленные из небольших круглых бревнышек скамейки и компактные столики так органично разместились под этим деревом, что кажется – они всегда здесь были. И теперь почти весь день там можно найти укрытое от солнца и жары уютное местечко.
Обойдя весь участок, мы сидели в пленочной беседке для чаепитий, которую хозяин тоже перестроил, расширив ее, и беседовали о земледелии, проблемах наших владельцев больших и малых участков.
- Родная земля – это для меня не пустое слово, – утверждает Борис Петрович. – Она издревле была опорой для русского человека. Помните, даже былинные герои вроде Ильи Муромца набирались от нее силы. А теперь, к сожалению, многие люди, даже работающие в сельском хозяйстве, оторваны от земли. Нет настоящего хозяина, а без него земля сирота. И сколько полей сейчас зарастает бурьяном! Людей надо учить работе на земле, воспитывать любовь к нашей кормилице. А сейчас только и слышишь: бизнес, бизнес…Получается, главное – взять от земли, а ей ведь и отдавать нужно столько, чтобы не терялось плодородие. Иначе начинается деградация почв. Слышал, что такое уже происходит на Дальнем Востоке на землях, отданных в аренду китайцам. Она ведь для них чужая…
Мы раньше думали, что наш пример увлечет многих других людей, хотели даже, чтобы на базе нашего участка создали школу для фермеров и садоводов. Помнится, прежний губернатор, увидев и попробовав на выставке в Гавани наши арбузы, выращенные в открытом грунте, сказала: надо учить этому других, даже предложила выпустить специальную брошюру с этим опытом. Увы, все словами и закончилось…Люди в кабинетах далеки от земли, потому и закупаются овощи и фрукты в маленькой Голландии или, например, в Польше, хотя многое можно в изобилии выращивать на родной земле, надо лишь условия создать для нормальной жизни и работы на ней.
Для семьи Романовых этот небольшой участок давно стал родной землей, щедро политой их трудовым потом. Каждый ее клочок знает тепло их рук. Десятилетия они создавали ее плодородие, а земля кормила семью и даже лечила, давала силы и энергию. Понадобились для внука чистые, экологичные овощи – и они научились их выращивать без всякой химии; были у него проблемы с позвоночником – соорудили небольшой водоем, чтобы смог там укреплять здоровье. Сейчас внук Саша вытянулся, окреп и ростом уже сравнялся с дедом, стал помощником на участке.
Завершая обход участка, я оказался возле дальнего забора, за которым уже начал разрастаться ивняк. Конец лета был щедрым на влагу, к тому же и местность здесь болотистая. Теперь под этим забором стояла рыжеватая вода. И даже не верилось, что всего в десятке метров от него на наклонной грядке дозревали последние в этом сезоне дыни. Вот такие контрасты.
Возвращаясь в Петербург в тесной маршрутке, я вспоминал все увиденное на участке семьи Романовых. И невольно думалось о том, что по-прежнему у нас нет пророков в отечестве своем. Приехал в Россию австрийский фермер-самоучка Зепп Хольцер – сколько шума было вокруг его визита. И общества садоводов, и руководители аграрных ведомств организовали по всей стране дорогие платные семинары, чтобы он мог пропагандировать свою теорию пермакультуры – экологически чистых, самоподдерживающихся систем в сельском хозяйстве.
Но если вникнуть глубже, то и семья Романовых занимается тем же. У Бориса Петрович громадный опыт выращивания здоровых, чистых овощей, в том числе и теплолюбивых, и винограда в нашем северном климате, есть у него необходимые теоретические познания, а еще, что очень важно, крестьянское чутье. Наверное, оно передалось ему генами от предков-крестьян. И хотя о его опыте выращивания овощей, а особенно арбузов и дынь в открытом грунте, уже рассказали почти все средства массовой информации Петербурга, включая телевидение, и даже центральные телеканалы, но почему-то никому в голову не пришла мысль привлечь Бориса Петровича к обучению будущих агрономов-овощеводов. А ведь это не так уж и сложно: можно создать, например, спецкурс в Аграрном университете, или организовать семинары для фермеров.
К обучению можно привлечь и других наших знаменитых садоводов. Жаль, что не используется их богатейший опыт, применимый именно к нашему региону. И пока лишь только клубы садоводов охотно приглашают Романовых на свои занятия, а некоторые садоводы даже договариваются о поездках на участок под Колпино, чтобы там своими глазами все увидеть. И удивляются, и обо всем расспрашивают, и стараются понять и применить их опыт. Но это, как говорится, капля в море… Выходит, чужие пророки нам все же дороже.
Тамара
|
можно ли из ветки взрослого дерева венгерки вырастить такой же саженец? Буду благодарна за совет
|