Художественное явление, именуемое ныне японским садом, сформировалось приблизительно в начале X века.
На сегодняшний день этот ландшафтный стиль имеет ряд признаков, которые сумеет перечислить едва ли не каждый: использование композиций из камней и гальки, мхов, бамбука и цветущих деревьев; обязательное наличие водоемов с текущей или стоячей водой.
Продуманность и асимметрия композиции, очевидность строгих законов гармонии делают его истинной моделью мироздания.
Изначально сады в Стране восходящего солнца разбивались при синтоистских монастырях. Именно поэтому они имеют столь выраженную философскую составляющую. Жизнь монахов протекала в молитвах и созерцании, а найденный ими способ передать священную силу природы через символические сады позволял им раздвинуть рамки монастырской территории до размеров Вселенной.
В их садах были пруды, за которыми стоял Океан, и холмы, воплощающие красоту всех горных хребтов планеты. Монастырские сады были такой же важной частью храма, как и все прочие постройки монастыря. Чувства, царившие в душе попавшего в синтоистский сад восточного паломника, сродни трепету истинного христианина, пришедшего в храм помолиться.
О том, как правильно обустроить сад, монахи поведали в одной из первых в истории человечества книг по садово-парковому искусству - "Сакутейки", увидевшей свет в XI веке. Дальнейшей эволюции садов способствовал буддизм. Аскетизм буддийской философии породил искусство сухого сада, где с помощью сыпучих природных материалов (песка, гравия) и камней разной формы и фактуры создавались волнующие пейзажи, в которых можно было разглядеть не только модели дикой природы, но и метафорический рассказ о странствиях человеческой души, о превратностях жизни и, самое главное, о способах преодоления этих препятствий.
Таким образом, буддийский сад ставил вопросы и сам же давал ответы на них. Ответы, которые не были категоричными... - один из основных композиционных принципов японского сада - неопределенность, - и в то же время были единственно верными - свидетельством тому являлась уравновешенность всех элементов сада.
Самый древний из доживших до наших дней сухих садов - сад Райоан-джи в Киото. Пятнадцать вполне обыкновенных камней разбиты на пять групп, и по одной из теорий, восходящей к конфуцианскому учению, символизируют переплывающих реку тигров с детенышами.
Для буддистского монаха создание сухой композиции - один из путей дзен, полный созерцательности и понимания природы камней. У каждого камня - своя душа, своя жизнь, за каждым из них стоит своя метафора.
Расставить их неверным способом - означает солгать и тем самым спровоцировать посетителя сада на ложный эмоциональный отклик. Именно потому, что каждому камню присуща индивидуальность, невозможно просто скопировать создания мастеров древности, о чем предупреждал еще автор "Сакутейки", рекомендуя при создании композиций доверяться прежде всего собственным ощущениям.
"Светские" японские сады формально можно было бы поделить на малые, от нескольких квадратных метров, предназначенные лишь для рассматривания, и на большие, ландшафтные, в которых можно было гулять, любуясь сменой композиций, бегущими ручьями, искусно выполненными островами, мостиками и каменными пагодами.
Помимо перекочевавших в обычные усадьбы из монастырей сухих пейзажей, японским садом может стать ландшафтная композиция, где главным героем является вода - "сад воды"; несколько реже можно встретить "сад мхов", построенный на игре фактуры и оттенков зелени этих древних растений. Чаще же всего домашние восточные сады включают в себя и камни, и воду, и зеленые насаждения. И здесь важным становится не формальный подбор элементов, а то, что хозяин сада хотел выразить, применяя те или другие материалы.
Символизм японского сада за многие века стал столь отточенным, что его язык можно назвать универсальным. Многим и без слов понятно, что камни в такой композиции - скелет земли, а вода - ее кровь; камень символизирует Ян -Мужское начало, ясность и твердость, вода - Инь, женскую сущность всех явлений, все темное, загадочное. За каждым из растений стоит смысловая символика: бамбук - мужественность и стойкость, сосна - долголетие, лотос - духовная чистота.
Основу всех растительных композиций составляют вечнозеленые деревья и кустарники; для листопадных растений учитывается не только их форма в период активной вегетации, но и смена окраски в зависимости от времени года и то, как они выглядят с облетевшей листвой, поскольку сад должен доставлять удовольствие круглый год. Число цветов ограничено - это ирисы, лилейники, лотосы. Влажный климат Страны восходящего солнца способствовал произрастанию в садах различных влаголюбивых растений - мхов и папоротников.
Самое почитаемое дерево в японском саду - сосна, любимое растение не только японских садоводов, но и поэтов:
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах
Сегодня чаще всего можно увидеть сосны с искусственно сформированной кроной - садовый бонсай. Японцы достигли невероятных высот в этом искусстве, и дерево красивой формы может стать основой всей композиции сада.
Еще один непременный обитатель восточных садов - бамбук. Эта крайне быстро растущая трава, чаще всего в композициях дополненная папоротниками, вполне самодостаточна. Выращивают бамбук, как правило, в виде маленькой рощи, служащей местом отдохновения своим хозяевам. Бамбук приносит пользу и после того, как отживет свой срок - в Японии принято сооружать из него ограды, мостики, водопроводы и массу других декоративных элементов сада. Он же - надежный тротуар для крошечных обитателей сада:
Ливень вечерний -
На землю спешат муравьи
По стволам бамбука...
Невозможно представить восточный сад без цветущих плодовых деревьев. Особое отношение у японцев к цветущей вишне, под ветвями которой каждый способен прочувствовать и ценность человеческих отношений, и вечную печаль:
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
* * *
Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни...
Даже тогда...
В композиции растений восточного сада большое внимание уделяют оттенкам зелени - более темную помещают на заднем плане, а светлую - на переднем, создавая ощущение глубины пространства сада. Деревья образуют некую общую картину и в то же время остаются самостоятельными. Ритмическое чередование массы листвы и свободного пространства призвано создавать у зрителя впечатление противоборства и гармонии сил Природы.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Вода всегда была частью японского сада. В самом начале эволюции садового искусства Японии (VII-XII столетие) в стране существовала китайская модель сада с водоемом: обустраивались достаточно большие пруды и озера, в которых можно было кататься на лодках, выполненных в форме дракона, перемещаясь таким образом через весь сад.
Под влиянием дзен-буддизма возникли имитации водных пространств из камней и песка, а также тенденция ценить не столько водную гладь, сколько динамику потока и звуки, издаваемые ручьями и водопадами. Водопады японского сада могут быть простыми и сложными, многоступенчатыми. Место для водопада выбирается с особой тщательностью. Почти всегда они прикрыты растительностью, что придает пейзажам еще большую романтичность.
Садовые пруды в восточном саду всегда имеют острова, один из которых считается райским и не соединяется с берегом. Существует несколько видов островов: лесной, горный, скальный, с молодыми соснами на песке.Излюбленные острова в Японии - остров "черепахи", символизирующий стремление к познанию, и остров "журавля", возносящий человеческий дух ввысь.
В современных японских садиках пруды заменяют небольшие каменные бассейны с водой, а иногда даже для них не находится места. Тогда этот элемент природы может быть введен в композицию сада в виде тсукубаи - каменной чаши с водой в виде бочки, в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. В некоторых случаях тсукубаи может находиться на уровне земли, но чаще всего его приподнимают на высоту 20-30 см. Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада и непременно освещают каменным фонарем.
Другой декоративный элемент сада, имеющий непосредственное отношение к воде, - тонкий водопровод из полого стебля бамбука, по которому бежит вода. Японское название этого водотока - shishi odoshi, что в переводе означает "пугающий оленя", т.к. изначально он был изобретен фермерами именно с этой целью. Чаще всего такие сооружения располагают на краю пруда.
Водоснабжение в японском саду замкнуто, здесь используется насос и система водопроводов, но все это достаточно элементарно, подробно описано в соответствующих пособиях и знакомо любому ландшафтному архитектору. Не стоит бояться сложностей сооружения системы водоснабжения, поскольку результат порадует вас не только с эстетической стороны: в системе фэн-шуй вода является элементом, соответствующим деньгам, и правильно расположенная и урегулированная водная система сада непременно поспособствует процветанию дома.
Камни - наиболее стабильный элемент садового дизайна в восточном саду. Именно они создают облик сада. Растения и деревья появляются и исчезают, а камни придают саду ощущение неизменности.
В той крошечной модели мироздания, которая создается при возведении восточного сада, камень изначально был призван воплотить собой недоступные вершины, упирающиеся под облака. Но постепенно возникло настоящее искусство расстановки камней - сутэ-иси, посредством которого можно изображать любые сцены и любые элементы природы.
В японском саду камни всегда размещают по диагонали. Используются чаще всего необработанные, естественные камни; наиболее ценными считаются экземпляры, покрытые ржавчиной или мхом коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого.
Со времен величайших садовников древности, уверенных в том, что неправильное расположение камней в сухих садах способно изменить к худшему судьбу обитателей сада, существует ряд правил, которых следует придерживаться при создании композиций. Например, не следует брать камни круглой или квадратной формы; нельзя устанавливать один за другим камни с одинаковым весом, формой и массой.
Группы камней должны быть расположены чуть в стороне от высаженных растений. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Положение камня должно быть стабильным - за этим следует следить особенно строго. Для устройства тропинок используют камни с одной ровной стороной (неровную зарывают в землю). Длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению тропинки.
В японских садах широко используется песок и мелкий гравий. Размещают их на небольших участках сада, защищенных от ветра. Прогулка вдоль сухих ручьев по песчаным "волнам" полна созерцательности и поэзии.
Вечер.
По теням от лиственниц
Тихо ступаю.
Словно по осколкам
Прошедшей жизни своей.
Для создания сухих композиций на утрамбованную землю насыпают слой песка толщиной 5-6 см и специальными граблями наносят рисунок, символизирующий чаще всего волны или рябь на воде. Рисунок легко возобновляется, а песок периодически следует досыпать.
К каменным элементам сада следует отнести и столь полюбившиеся людям Запада фонари, изначально являвшиеся элементом храмовых восточных садов. Как правило, их располагают у изгибов садовой дорожки, на краю водоема, ручья или рядом с мостиком. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу.
Для больших садов используют пьедестальные фонари (тачи-гата), высотой до 1,5, а иногда и до 3 м; скрытые фонари (икекоми-гата), свет от которых направлен в землю, их чаще всего располагают около тсукубаи (водоем для омовения рук); маленькие фонарики (оки-гата) обычно размещают на краю пруда, в стороне от тропинки или в очень маленьком внутреннем саду; кроме того, существуют фонари с квадратной или круглой крышей, имеющие в основании каменные или бетонные подставки (юкими-гата), устанавливаются они чаще всего около водоемов.
Разница климатических условий вносит свои коррективы в планировку японских садов в нашей стране: многие растения, характерные для Востока, у нас существовать просто не могут, и им приходится искать замену.
Главное растение восточного сада - сосна - у нас зимует. На эту роль чаще всего берут один из видов сосны горной Pinus muga mughus pumillio. Отличительная черта этого растения - расположение концов веток на одной высоте. В результате образуются плоские шары, которые практически не нуждаются в стрижке. Кроме того, садовый бонсай можно формировать из Pinus silvestris, Pinus strobus (сосна Веймутова); использовать для этой цели почти все можжевельники (например, Juniperus horizontalis 'Prince of Walles', 'Wiltoni', 'Jad River', 'Rockery Jem', 'Blue cheap', 'Grey pearl'), тую или кадочные растения, на зиму убираемые в закрытые, хорошо освещаемые помещения с низкими температурами.
Замечательные японские клены (зеленый Acer palmatum dissectum и алый A. р. dissectum atropurpurea) не в силах пережить нашу зиму, и для них существует также "кадушечный" вариант зимования. Создать условия для зимовки "уличных" кадочных растений непросто; их нельзя поставить в зимний сад, т.к. температура зимнего сада, даже субтропического, слишком высока для кленов (идеал для них +1...+5°С). Поэтому иногда ландшафтные дизайнеры идут на замену экзотов обычными нашими растениями. Например, клены успешно заменит бузина (Sambucus racemosa v. Plumosa или v. plumosa aurea), которой, к тому же, делается стрижка - смотрится он немногим хуже "образца для подражания".
К числу незаменимых растений восточного сада, ни при каких условиях не растущих в климате России, относится бамбук: он присутствует на наших участках лишь в качестве строительного материала для декоративных решеток, заборов и водотоков. Со всеми же остальными цветами, деревцами и кустарниками дело обстоит несколько проще. Так, берега прудов можно украсить ирисами и лилейниками. Среди папоротников существует множество видов, зимующих в наших краях, в том числе орляк.
Собираясь посадить цветущие плодовые деревья, следует в первую очередь обращать внимание на районированные сорта, и, кроме того, учитывать в этих вопросах все тонкости. Так, например, декоративная айва японская, скорее всего, будет обмерзать каждую зиму на всю длину побегов, что расположены выше уровня снежного покрова, и указанная проектная высота этого растения в 1,5 м вряд ли будет достижима на практике. Хорошо растут у нас декоративные кустарники, часто встречающиеся в восточных садах: рододендроны и многочисленные сорта спиреи, в том числе карликовые.
Перенимая японские традиции, следует в большей степени уделить внимание тщательности в исполнении проектов, нежели видовому списку растений. Кроме того, если уж говорить о современной Японии, то сегодняшний ландшафтный дизайн этой страны в огромной степени использует новые технологии, вводя в композиции многие современные материалы, например, керамику и стекло. Берясь создать японский сад на своем участке, прежде всего соблюдайте равновесие всех элементов, не перегружайте пространство, попытайтесь услышать голос каждого камня в вашем саду - и сад, разросшись, в благодарность непременно станет гармоничной и уютной моделью Вселенной...
Н. Иванова,
биолог
Как создать качественный газон
Цветы-талисманы знака зодиака Дева
Как удобрения влияют на качество урожая - 2
Агротехника выращивания цветной капусты
Интересные цветочные композиции с флоксами
Готовим натуральные снадобья по уходу за волосами, шеей и кожей лица
Выращивание огурцов и пасленовых в теплице
Основные ошибки при создании живых изгородей