Читать предыдущую часть. ← Лилия, роза и рододендрон в вашем саду
Что касается однолетников, то здесь тоже не все так просто. Дело в том, что при семенном размножении многие декоративные качества часто меняются от поколения к поколению. Размер цветка, а особенно окраска, величины далеко не постоянные.
Как-то мне пришлось быть "гидом" при представителе одной крупной голландской компании, занимающейся продажей цветочных семян во многие страны мира. Компания имеет очень высокую репутацию. Не подумайте, что речь пойдет о какой-то рекламе. Мне было интересно мнение специалиста по поводу обустройства городского зеленого ландшафта. Не буду подробно пересказывать его суждение о качестве цветочного оформления наших скверов, думаю, вы сами догадываетесь о нем. Но о маленьком эпизоде нашей беседы следует упомянуть.
Проходя по Марсову полю, я спросил голландца, не может ли он назвать мне сорт бархатцев, растущих на клумбе. Он ответил, что эти бархатцы вообще не относятся ни к какому сорту. Ведь чтобы закрепить сортовые признаки, необходимо выращивать семена в определенных климатических условиях, проводить тщательный отбор и т.д. Поэтому тем дачникам, которые решают свои семенные проблемы у себя на участке, получая собственные семена, следует этот момент учитывать. Правда, на рынке часто можно купить качественную цветную открытку на пакетике, а что внутри, можно только гадать.
Следует заметить, что цены за рубежом на качественные семена формируются исходя из зарубежного прожиточного минимума. Мы же пока будем сажать африканские бархатцы российского качества, ведь в конце концов, любой цветок несет в себе энергию ци.
Что касается сочетания окраски растений, то здесь, прежде всего, нужно избегать излишней пестроты в любом стиле, располагать цветущие растения, в особенности на заднем плане, как можно более однородными и одноколерными группами, так как это значительно усиливает производимое на глаза приятное впечатление и приток ци.
Действительно, сплошная клумба, составленная, например, из одних пеларгоний, петуний, вербен, цинний, канн, георгинов, лобелий и других, будет всегда гораздо эффектнее и красивее, чем в том случае, если мы перемешаем все эти растения вместе на одной клумбе.
Насколько выигрывают при этом растения, в особенности издали, можно убедиться, представив себе сплошную клумбу из одних таких простеньких цветов, как, например, розовые маргаритки, китайские гвоздики. Это справедливо по отношению не только к низким, но и к высоким цветущим растениям, например таким, как шток-роза. Всем известная шток-роза (прежде она называлась А. chinensis - алтей китайский) в Китае считается незаменимым украшением для садовых стен. Дельфиниум (шпорник), дигиталис (наперстянка) и другие в более отдаленных частях сада производят тем больший эффект, чем однороднее будет их группа.
Однако если засадить весь сад однородными, а тем более одноколерными цветами, то он приобретет скучный, монотонный вид. Поэтому не следует слишком злоупотреблять сплошными клумбами и, отводя им место, в особенности на заднем плане, необходимо оживить вид сада клумбами и рабатками, составленными из различных растений и разных колеров, соблюдая правила фэн-шуй. Для достижения этого необходимо при посадке растений на подобных клумбах руководствоваться законами цветовых контрастов и стараться располагать их в гармоническом сочетании окраски, избегая, сколько возможно, дисгармонии. Можно руководствоваться при составлении плана засадки схематическим изображением цветовых контрастов (см. рис.).
Цвета, обозначенные в противоположных частях круга (секторах), а именно: красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, дают самый сильный и спокойный контраст, при этом каждый цвет выделяется очень сильно.
То же самое будет, если мы сопоставим противоположные цвета: красно-фиолетовый и желто-зеленый, красно-оранжевый и сине-зеленый, желто-оранжевый и сине-фиолетовый. Такие противоположные цвета дают всегда наиболее сильные контрасты и взаимно дополняют друг друга, почему и называются контрастовыми или дополнительными; сочетание же их называется гармоническим, так как оно, являясь совершенно правильным, не режет глаз, а, напротив, его успокаивает, что приветствуется в фэн-шуй.
Сопоставление двух цветов, разделенных в нашем круге только одним его сектором, как, например, красный и синий, красный и желтый, оранжевый и фиолетовый, оранжевый и зеленый, желтый и синий и т. д., а равно и производных от них, например, красно-оранжевый и сине-фиолетовый, называется характеристическим. Такое сочетание не так приятно для глаз, как гармоническое, но все-таки оно дает довольно заметный контраст, и потому, при необходимости, можно допустить и подобное сочетание.
Наконец, сопоставление двух цветов, расположенных в нашем круге совершенно рядом, как, например, красного и фиолетового, синего и зеленого, не даст заметного контраста и будет дисгармоническим. Подобных сопоставлений нужно избегать или же нужно подобные два цвета разделять цветом белым. Следует при этом иметь в виду, что белый цвет, а равно и черный, хороши лишь в сочетании с цветами красным, фиолетовым, синим и зеленым, с цветами же оранжевым и желтым сочетаются плохо.
Если всмотреться в цвета, обозначенные в круге, нельзя не заметить, что цвета теплые или активные, красный, оранжевый и желтый,- несомненно, гораздо ярче и вообще более выделяются, чем цвета холодные или пассивные: зеленый, синий и фиолетовый, при этом самый яркий из первых - оранжевый, а самый спокойный из вторых - синий. Приняв во внимание эти особенности цветов, мы невольно придем к заключению: для того чтобы получался сильнее контраст и лучше выделился рисунок клумбы, нужно при засадке главных её частей избирать растения с теплыми красками, а для второстепенных - с красками холодными.
Особенно важно в клумбе, конечно же, хорошо выделить внешние её очертания, поэтому для наружного бордюра нужно брать исключительно лишь растения с теплой окраской цветов и листьев, т. е. красной, оранжевой и желтой, а равно белой и черной окраской, которые хорошо гармонируют с зеленым фоном газона и отлично на нем выделяются. Растения же с окраской фиолетовой, зеленой и особенно синей нужно, по возможности, избегать сажать в виде бордюров.
При соприкосновении больших окрашенных поверхностей становится заметным явление краевого хроматического контраста, когда кажущееся изменение окраски распространяется не на всю поверхность, а лишь на ее часть, граничащую с другой поверхностью.
При этом у соприкасающихся краев поверхностей, окрашенных в недополнительные цвета, возникают новые цветовые тона, что нередко и является главной причиной впечатления негармоничности того или иного сочетания. Гармоничность или негармоничность сочетания цветов двух соприкасающихся поверхностей зависит не только от различия их по цветовому тону, но и от светлоты и чистоты этих тонов.
Сочетание двух взаимно дополнительных цветовых тонов оказывается вполне гармоничным, если по светлоте эти тона находятся в таких же отношениях, как это происходит в спектре. Так бывает и в тех случаях, когда ахроматические цвета (белый или черный) примешаны к ним в одинаковых количествах. Так, например, темно-фиолетовый цвет гармонирует с оливковым, красновато-коричневый - с темно-голубым, желтовато-коричневый - с темно-синим.
Гармония соблюдается, если в состав этих цветов черный цвет входит в одинаковых количествах. С другой стороны, темно-синий цвет (с примесью черного) не гармонирует с чистым канареечно-желтым, хотя синий и желтый цвета являются взаимно дополнительными.
Для тех случаев, когда трудно подобрать дополнительный цветовой тон к данному цвету окрашенной поверхности, можно рекомендовать такой метод. Надо взять ярко освещенный небольшой кружок (диаметром 3-4 см) или квадратик, окрашенный в данный цвет и помещенный на сером фоне, и остановить на нем неподвижный взгляд в течение 10-15 секунд, после чего быстро перенести взгляд на серую или слабоосвещенную белую поверхность. Тогда на этой поверхности выступит так называемый последовательный контрастный образ кружка или квадратика, окрашенный в цвет, дополнительный к данному цвету, но менее интенсивный.
В цветочных оформлениях контрастные взаимодействия цветовых тонов соприкасающихся цветочных массивов проявляются не так резко, как при соприкосновении ровно окрашенных поверхностей.
Это объясняется неоднородностью окраски и фактуры поверхности цветочных массивов, игрой светотени и пр. Впечатление негармоничности отдельных сочетаний нередко значительно ослабляется благодаря красоте самих растений. Тем не менее, с законами контрастного взаимодействия цветовых тонов необходимо считаться. Нужно добиваться таких сочетаний окрасок цветочных массивов, при которых они наиболее выделяются и взаимно подчеркивают друг друга - инь-ян.
Это основные принципы, которым руководствовались и российские дореволюционные садовники в подборе цветовой гаммы. Думаю, что здесь нет противоречий с принципами фэн-шуй. Можно предположить, что древние китайские мудрецы были знакомы с золотым сечением. Сейчас много пишут о разложении спектра солнечного света с помощью золотого сечения, я не буду на этом подробно останавливаться.
Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи. Немецкий ученый А. Цейзинг характеризует золотое сечение как "универсальную пропорцию для совершенных творений природы и произведений искусства". Очевидно существуют определенные законы гармонии, можно, конечно, представлять гармонию как ряд чисел Фибоначчи, но, судя по всему, человеческий глаз воспринимает ее гораздо сложнее. Хотя в основе восприятия нашим глазом цветов лежит принцип золотого сечения. Способность воспринимать цвета глазом связана с различием в действии лучей различной длины волны на зрительный аппарат. Согласно принципам золотого сечения возможно получение любого цвета при смешении в различных пропорциях фиолетового, зеленого и красного.
В нашем зрительном аппарате, а точнее в колбочках глаза, находятся три светочувствительных вещества, при их взаимодействии с квантами светового потока мы воспринимаем многообразие цветов. Далее идет анализ цветов в коре больших полушарий мозга. Благодаря синтетической деятельности корковой части мы воспринимаем различие предметов по форме. Так в нашем сознании рождается образ ели, сосны зеленого цвета, но форма определяет принадлежность предмета к соответствующему виду.
В. Степанов,
доктор биологических наук,
глава фермерского хозяйства "Элита"
Земляника: подготовка грядки, высадка и уход за рассадой
Как выбирать саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников
Приемы дизайна для занятых садоводов (часть 1)
Cорта малины на любой вкус - перспективные сорта малины - 2
Паперпот - кассетная технология выращивания капустной рассады
Интересный способ выращивания моркови
Левзея сафлоровидная или Маралий корень — ценное лекарственное растение