Читать предыдущую часть: От чего зависит прочность садовой дорожки
Дорожки для автотранспорта нередко делаются шириной 3 м. В случае обледенения они представляют собой отличный каток, а когда наледь растает - бассейн. Шутки шутками, но изо дня в день зависеть от капризов погоды неприятно, а без конца чистить дорожки утомительно. Облегчить себе жизнь можно, если о рутине ухода за полотном личной "автострады" вспомнить еще на стадии закладки ее основания.
Главное правило для дорожек любых масштабов говорит о том, что дорожное полотно должно иметь уклон от центра к границам из расчета 5-10 градусов на метр. Этот нехитрый прием позволит талой и дождевой воде удаляться самотеком с середины полотна и избавит от образования луж. Второй этап - посложнее. Во избежание затопления клумб и газонов дождевые и талые потоки с дорожного покрытия нужно направить в дренаж или ливневую канализацию. Вода в идеале должна стекать туда самотеком, т.е. сеть опять же должна иметь небольшой уклон. У пересечения, а иногда и по границам дорожек, вдоль кромки отмостки, у въезда в гараж, у входа в дом устанавливают дождесборники, из которых вода по каналам отводится за пределы участка. Канальную сеть можно подсоединить к канализационным магистралям. Для этого используют стандартные муфты.
Но специалисты советуют для сбора дренажных и поверхностных вод соорудить отдельную канаву, по возможности отдаленную от канализационного колодца, дабы в паводок избежать затопления отстойника и выхода на поверхность "ароматной" жижи. Если дождевые потоки предполагается сбрасывать на рельеф, применяют специальные Drain-блоки. Их закапывают в землю, где они накапливают воду, а затем небольшими порциями выводят ее в грунт.
В розничной и оптовой торговой сети сегодня можно найти великое множество составляющих для канальной сети. Это и стальные, и оцинкованные, и пластиковые (усиленный полипропилен или полиэтилен высокой плотности) секции, и каналы из бетона, армированного стекловолокном. Бетонные каналы уважаемы за повышенную прочность, морозоустойчивость и антикоррозийность. Зато малый вес пластиковых каналов упрощает их транспортировку и монтаж. Канальные секции комплектуются чугунными или оцинкованными либо нержавеющими, стальными, а также пластиковыми решетками разных форм, но решетки с ячеистыми отверстиями лучше пропускают воду.
Другая беда нашего региона - резкие перепады не только сезонной, но и суточной температуры воздуха на фоне большого количества осадков. Если после дождя или снега с дождем ударяет заморозок, то дорожки и парковки покрываются ледяной коркой.
Существуют три способа борьбы с наледью. Первый - ручной механический - очевиден, второй - автоматический, с помощью обогрева полотна - рассмотрим отдельно, и о третьем - механическом, но, так сказать ножном, следует упомянуть отдельно. Он применим в случае, когда полотно делается не сплошным, а наборным. Причем размер фрагментов, будь то плиты, плитки или брусчатка, не имеет значения. В любых местах, обычно в наиболее ходовых, под отдельные элементы покрытия прокладывается эластичный профиль из морозоустойчивой упругой резины. Зарубежные производители называют его ШурСтеп и гарантируют сохранение упругости резины при температуре от -60°С до +60°С. Метод действия приспособления прост: когда на подвижный элемент надавливают, профиль прогибается и, возвращаясь в прежнее положение, ломает наледь на мелкие кусочки.
Зарубежный продукт имеет ограничения - плитка не должна быть толще 10 мм. Поэтому их классически черный ШурСтеп используется в основном для борьбы с наледью на ступеньках лестниц и небольших патио. Отечественные умельцы догадались применять запаянные со всех сторон брикеты из пористой резины, но пока этот товар встречается редко. Очевидная простота метода дает простор фантазии домашних умельцев. Можно использовать и поролон, и куски мягкого морозоустойчивого пластика, и обрезки отслуживших свой срок покрышек. Важно только не увлекаться толщиной подушки, чтобы не спотыкаться при ходьбе.
От снежной жижи и наледи автомобильные дорожки с успехом избавляют системы внутреннего электроподогрева. По причине дороговизны эти системы пока не получили распространения в нашей стране, но как наиболее комфортные системы заслуживают рассмотрения. Они могут устраиваться по принципу электрических "теплых полов": в цементный раствор основания вмуровывается нагревательный кабель, защищенный от промерзания специальным кожухом из тепло- и гидроизоляционных материалов. Нагревательный кабель должен обладать высокой механической прочностью, гибкостью, пластичностью, влагонепроницаемостью, пожаробезопасностью, характеризоваться широким диапазоном рабочих температур (-40...+90°С).
Антиобледенительная система подключается к электросети напряжением 220 или 380 В. Безопасность ее эксплуатации обеспечивает устройство защитного отключения (УЗО) или дифференциальный автомат. Этот момент очень важен, ведь в момент включения саморегулирующегося кабеля возникают пусковые токи, мощность которых в три и более раз превышает мощность номинальных токов.
Чтобы избежать перегрузок, пускорегулирующее устройство дополняют реле времени, благодаря которым греющий кабель включается поэтапно. Монтаж любых антиобледенительных систем сложен, поэтому должен проводиться только специализированными организациями, которые способны предоставить многолетнюю гарантию на электрооборудование и установку и осуществлять послегарантийное обслуживание - контрольные осмотры и профилактику системы нужно проводить не реже раза в квартал, а периодические испытания - два раза в год (весной и осенью).
Система электроподогрева дорожек и для зарубежного потребителя не является дешевым удовольствием, но пользуется устойчивой популярностью, поскольку усовершенствованным кабелям уже не требуется большой мощности, что позволяет достигать значительной экономии средств в эксплуатации. Дорожки, соединяющие основное здание и пристройки, связанные общей теплосетью, могут обогреваться также трубопроводом, проложенным под ними. Однако для исключения прорыва трубопровода из-за промерзания рекомендуется проложить дублирующую кабельную систему. А чтобы тепло доставалось именно дорожке, а не земле под ней и вокруг нее, трубу с трех сторон необходимо закрыть теплоизоляцией, а уже затем засыпать песком. Получается, что "бутерброд" основания под такими дорожками обязан иметь дополнительный слой.
Многим потенциальным заказчикам готовых "теплых дорожек" небезынтересно будет узнать, что вид теплоизоляционного материала, его толщину и количество слоев им придется выбирать самостоятельно. Промышленность выпускает множество видов теплоизоляционных материалов для труб. Кроме плит, брикетов и рулонов разного формата, множество материалов имеет форму труб разных диаметров. Обычно панели выкладываются на дно траншеи как надежно экранирующее тепло основание, а уже поверх них прокладываются трубы. Неоспоримое достоинство подобной системы - отсутствие затрат на эксплуатацию, поскольку в виде источника тепла могут выступать и технические, и канализационные воды. К недостаткам традиционно относят высокую себестоимость системы и сложность прокладки - теплоизоляционные материалы должны монтироваться внахлест во избежание появления мостиков холода.
Срок службы автодорожки, как уже говорилось, составляет десятилетия. Для того чтобы весь этот срок дорожка качественно обогревалась без лишнего расходования теплоэнергоресурсов, необходимо использовать теплоизолятор с таким же сроком службы. К сожалению, дилеры крупных компаний производителей теплоизоляционных материалов (ТИМ) порой не владеют всей информацией о товаре и вводят покупателей в заблуждение.
Дело в том, что не любые ТИМ предназначены для многолетней службы, подходят для наружного использования и закапывания в грунт, ведь, намокая, они теряют свои изоляционные свойства, а под воздействием мороза разрушаются. Так ведут себя материалы на основе минеральных ват и пенополистирола, не запечатанные в специальные гидроизоляционные оболочки, или пенополистирол с рыхлым внешним слоем. Крупные фирмы, как правило, выпускают широкий ассортимент продукции для разных целей, а непрофессионалу бывает очень сложно на глаз определить необходимое. Производители не скрывают предназначения своей продукции, покупателю следует лишь внимательно ознакомиться с рекомендациями в аннотации изделия или в рекламной брошюре. Сложность представляет объем текстов, которые придется проштудировать прежде, чем удастся добраться до истины. Теплоизоляция приветствуется и в случае прокладки нагревательного кабеля, но сооружать канаву не потребуется. Для целенаправленной борьбы с наледью достаточно уложить под цементный раствор один слой теплоизоляционного материала.
Читать следующую часть: Как спланировать и из чего построить дорожки на дачном участке
Мария Новикова,
дизайнер-проектировщик
Сливо–вишневые гибриды – новинки плодового сада
Сорта малинно-ежевичных гибридов - Лукреция, Изобильная, Кумберленд и другие - 2
Как вырастить рассаду лука порея и сельдерея
Боярышник сибирский или кроваво-красный
Совместное применение органических и минеральных удобрений
Выращивание ремонтантной и гибридной садовой земляники из семян
Отцеп из болта и другие рыболовные хитрости
Биопрепарат ФЕНОКС - биологический препарат для очистки почвы от пестицидов и ядохимикатов